Чем до сих пор актуальны образы фильма "Королева бензоколонки" (1962) ?

По следам вечеринки в клубе Mutabor, или что России делать с зажравшимися креативщиками

_900  x 600.jpg

«Королева бензоколонки» — легкая и незамысловатая комедия о том, как, не попав в балет на льду, молодая девушка Людмила Добрыйвечер становится работницей заправочной станции

Если бы «Королеву бензоколонки» (1962), причём, именно с таким же названием, снимали бы в Голливуде, то финал был бы иной — девушка непременно стала бы звездой балета на льду, зарабатывала миллионы, а её бывшие коллеги и — влюблённые шофёры сидели бы в первых рядам с охапками белых (или ещё каких-нибудь) роз, наскребя из зарплаты на билет.
 

Но это был советский фильм, созданный не только для смеха, но и с глубокой дидактической целью. В те годы бытовал какой-то нездоровый наплыв молодёжи в «творческие» вузы, и буквально в каждом классе училась девочка, грезившая театром, пением, танцем.

Объяснение этому было с одной стороны простое, с другой стороны, сложное. Просто прoтивoстоянием физиков и лириков это не объяснить.

1960-е годы — это Оттепель.

С одной стороны, стране требовались инженеры, ядерщики и даже космонавты. В общем, «физики».

С другой стороны, самые легкие и быстрые социальные лифты открылись у «лириков». Потому что, когда развенчивают чей-то культ и начинают плясать на костях предыдущего культурного периода, в ряды «лириков» обычно вливается некое количество свежей крови. Происходит или полная смена культурного слоя, или очень большая его замена.

И это не только Оттепели и культа личности касается, то же самое повторялось много раз в разные времена.  И, кстати, вот как-раз сейчас мы в такое время живем. И в России, и в Голливуде… и на всяких Каннских фестивалях. Везде старых «лириков», не способных встроиться в новую парадигму, отменяют и меняют на новых вместе с изменением культурно-лирических тонов и общественной повестки

Условные галкины и прочие свалившие не дадут соврать.
 

Тем не менее, проблема конкретно российских лириков не в пугалкиных, она системная и намного глубже «понауехавших»

Собственно, это проблема совершенно неадекватного перекоса российских элит. Описание проблемы можно почитать вот здесь: О составе элиты. 26.12.23


Но вернемся к фильму «Королева бензоколонки» и тому, как во время Оттепели самые легкие и быстрые социальные лифты в СССР открылись у «лириков».

7 scale_1200 (7).jpg
Кадр из фильма «Королева бензоколонки» (1962). Художник по костюмам Алла Чепурко. Людмила постоянно мечтает о красивой работе — не балериной-фигуристкой, так хотя бы экскурсоводом.
       

Ну вот что делать с девушками, которые мечтают о какой-то красивой работе  — стать  актрисами и танцовщицами… не балериной-фигуристкой, так хотя бы экскурсоводом?

Таких девчонок, толпами штурмовавших «красивую жизнь», в 60-е мягенько пытались разворачивать в сторону реальности.

Балет на льду в 60-е — это считалось ещё шикарнее, чем играть Офелию с Бесприданницей. Это — изысканность, шарм, загранпоездки. Статус этакой богини и уж точно — «не такой, как все». И главное — эстетично. Больше того, у этого поколения в детстве случился культурологический шок от созерцания «Серенады Солнечной долины» — рекламного американского ревю, попавшего в СССР в послевоенные годы. Помимо джаза и дольче-виты, всех сразили номера норвежской фигуристки Сони Хэни — обворожительной чемпионки.


8 scale_1200.jpg
Постепенно Людмила привыкает к работе и — к романтической специфике дороги. Кадр из фильма «Королева бензоколонки» (1962).Художник по костюмам Алла Чепурко
 

На этом фоне и происходило стихийное формирование вкусов — девушкам хотелось блистать и вертеться в расклёшенной юбочке по глади льда. А не пахать. В то же время, индустриальное общество не было готово к подобным запросам. Балет на льду — это прекрасно и его триумфально возили в кап.страны — являть феерию социализма. Но! Стране нужны инженеры. Массово. А танцоры — только самые-самые и в ограниченном количестве. Поэтому Людмила Добрыйвечер (Добривечір), полагая, что временно устраивается на бензоколонку, оказывается в этой отрасли навсегда.

1 scale_1200 (1).jpg

Людмила и её главный недруг — буфетчица Рогнеда Карповна. Прекрасный харАктерный дуэт. Кадр из фильма «Королева бензоколонки» (1962). Художник по костюмам Алла Чепурко

 

В  фильме  есть примечательный диалог между главгероиней и – водителем автобуса:

— Вы манекенщицей не пробовали устроиться?

— А что в этом плохого?

— Да нет, ничего плохого. Ходи себе по стенду, крути фигурой. Никакой ответственности! Эффектно!

— Остановите машину!

3 scale_1200 (3).jpg

Кадр из фильма «Королева бензоколонки» (1962). Художник по костюмам Алла Чепурко

 

Шофёр, высмеивая стремление Людмилы получить хоть какую-нибудь «красивую» профессию, превращает её желания в нелепый фарс. Грубовато опускает и низводит. Экскурсовод, фигуристка – ещё ничего. Но не безответственная моделька-на-каблучках. Оскорблённая девушка не может более сидеть рядом с насмешником! И «что в этом плохого?!» — слабая защита. И он, и она понимают, что в этом – всё не очень. На тот момент.

4 scale_1200 (4).jpg

Худсоветы по обсуждению моделей одежды. 1940-е годы.
   

Профессия манекенщицы до 1980-х годов считалась непрестижной и – по факту несерьёзной, малосодержательной. Хотя, тут был некий «пограничный» статус: с одной стороны, демонстратор одежды воспринимался человеком второго сорта и зарплата была – соответствующая, а согласно тарифной сетке манекенщица значилась «разнорабочей» последнего разряда, но с другой стороны у красивой девушки, рекламирующей новинки легпрома, была возможность выгодного замужества или – приобретения высоких покровителей.

5 scale_1200 (5).jpg

Дефиле для худсовета. 1950-е гг. Скан из книги «Женщина и ее платье. Россия. Век XX». М.-2000. Авт. Кононова И., Самсонадзе Н.
   

Уважения к ним было маловато, однако же, красота и близость к дольче-вита создавали дополнительные возможности, коих не имелось у серьёзных тружениц. Поэтому тут всё очень индивидуально. А могло повернуться и другим боком – девушка растрачивала себя, меняла мужей и заканчивала весьма печально. Бывало, что и красоток бросали, как Регину Збарскую.

6 scale_1200 (6).jpg

Ещё одно дефиле для худсовета. 1950-е годы.
   

Привлекательность – недолговечный ресурс, особенно в те времена, когда человек старел в назначенный природой срок, и омолаживающая пластика была, во-первых, несовершенной, а, во-вторых, малодоступной. В общем, советская (да и западная тоже) манекенщица сильно рисковала будущим.

Всё изменилось в 1980-х, когда наступила эра супермоделей и профессия сделалась престижной, а в СССР это совпало с началом Перестройки.

Но в 1962 году, когда вышла на экран «Королева бензоколонки», уж лучше заправлять бензином грузовики и штудировать высшую математику…

В результате Людмила  едет поступать в автодорожный институт. Вся такая стройная, миниатюрная, в модном платьице с юбкой-колокол и белых туфельках. И все ей рады, и она — обожаема. Зрителю — особенно девицам — давали понять, что крутизна зависит не от профессии, а тебя лично. Можно стать королевой, имея «земное» поприще и обычное тех.образование, а можно всю жизнь провести на десятых ролях в так называемом искусстве. (В другом популярном фильме «оттепельной» эпохи — «Сверстницы» одна из девчат бросает театральный вуз, ощутив свою бездарность).

2 scale_1200 (2).jpg

По сути, Людмиле хотелось не танцев на льду, а популярности. Она её получила при совершенно других обстоятельствах. Кадр из фильма «Королева бензоколонки» (1962). Художник по костюмам Алла Чепурко
     

Собственно, эта киноистория – о том, что быть королевой и даже богиней можно в самой непрезентабельной обстановке, да и вообще – поступать в автодорожный вуз – это куда великолепнее, чем годами штурмовать приёмную комиссию балета на льду или театрального института, например. Быть рядовым инженером – это прекрасно. Быть средней танцовщицей – тусклая безвестность равная «позору». Никому не известный актёр вызывает жалость, особенно после 30 лет. Он — лузер по мнению толпы.

В юмористической и — отчасти сатирической форме «Королева бензоколонки» направляла молодёжь в нужное, верное русло. При этом, оно не выглядело, как суровая насущность и грубое «Надо!» — здесь всё подавалось через привлекательное «Хочу!» Людмила не мечте изменила, а изменила мечту. Это очень грамотный, отлично сделанный фильм — прямо-таки золотое сечение, которое вообще — редкость в синематографе. Вечно переборщат. Но тут абсолютно веришь глав-героине, расхотевшей танцевать на льду.

9 scale_1200.jpg
Кадр из фильма «Королева бензоколонки» (1962). Художник по костюмам Алла Чепурко

Ну так чем же до сих пор актуальны образы фильма «Королева бензоколонки» (1962) ?

Абсолютно всем.

Когда лириков слишком много, государству их работой не обеспечить.  И часто, обладая менталитетом «нам государство должно и обязано», эти лирики при невостребованности и отутствии карьеры  попадают в разряд людей, яро оппозиционных власти, которая «сломала им жизнь» и не обеспечила благами, которые они считали по жизни положенными.  Общая для всех времен и народов ситуация «лишних людей», которую государство должно как-то купировать.

Впрочем, конкретно в сегодняшней России некоторая еще советская часть «лириков» не пошла в оппозицию, а просто встроилась в мафию от культуры, разыгрывая патриотизм и взамен сев на совершенно невероятные денежные потоки, посчитала себя неприкасаемыми и богоизбранными и начала себя вести нагло и неадекватно

Создав для государства  проблему уже в квадрате.

Мы находимся сейчас в периоде мощнейшей смены культурного курса.

Стране в очередной нужны не те, кем народ по-модному хочет быть.

Стране не хватает рабочих рук. Стране нужны семьи и дети.

Стране не нужны миллионы блогеров и кривляк а ля Милохин / Собчак / Ивлеева, певцов и певиц ртом с перьями на филейной части и прочих «лириков».

Так что «Королева бензоколонки» — необычайно актуальный и современный фильм.

Отсюда Отсюда  и мое личное


В заключение запощу вот такое мнение от не «зажравшегося» и не мафиозного артиста

«Не должны столько бабок получать артисты за то, что спели песню»: Никита Кологривый призвал «отдать пантеон» медикам и спасателям

Решить проблему зажравшихся паразитов можно очень легко — создать для креативных индустрий такое налогoвое законодательство, чтобы платить за кривляния на сцене или в интернете миллионы было финансово невыгодно.

В конце концов, сделать творческую карьеру в любой стране может достаточно ограниченное количество творческих профессий — балет, опера, цирк, балет на льду, классические музыканты. Уже с остальными танцами не сексуального характера и с другой (не классической) музыкой за границей начинаются проблемы, ну а уж по поводу творчества, где используется язык, и говорить не приходится.

И вот эти конкретные востребованные на мировом рынке люди никаких миллионов за выступления не получают. Миллионы получают именно невостребованные, при этом невероятно обнаглевшие

В конце концов работа блогером, где ты кривляешься, показываешь примеры неадекватного поведения и накручиваешь рейтинг сексуальным контентом, не должна считаться креативным творчеством. Это называется или мусорный контент, или порно-культура. И эти вещи надо называть своими именами.

Решить проблему реальных, а не полулистских элит России намного труднее. Но начинать надо с долга Родине. На любом фронте.
 

  • avatar
  • .
  • +7

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.