Когда появился первый «русский» оптический прицел для снайперской винтовки

На отечественных просторах только глухой никогда не слышал о советских снайперах времен Великой Отечественной войны и только слепой не видел многочисленных фотографий парней и девушек с винтовками Мосина и СВТ-40, оснащенных снайперскими прицелами. Сегодня снайперское оружие воспринимается как нечто обыденное. Однако, приходилось ли нашим соотечественникам хоть раз задаваться вопросом, когда появился первый «русский» оптический прицел и каким он был?

Снайперы в привычном смысле появились в годы ПМВ.

До Первой мировой войны снайперов как таковых в составе армии не существовало. Меткие стрелки, в том числе с оружием с оптическими прицелами, начали встречаться только во второй половине XX века. Например, во время Крымской войны и Русско-японской войны. Однако тогда подобные стрелки были исключением, а не правилом.

Главная проблема снайпинга в те времена – отсутствие достаточно точного огнестрельного оружия. Как таковые снайпера появились в годы Империалистической войны. Правда, «снайперами» солдат с винтовками, оснащенными оптикой, прозвали в газетах. В войсках их называли на британский манер «отличными стрелками» (Marksman) и «меткими» (Sharpshooter).

Сначала в России и СССР были только немецкие импортные прицелы.

В Российской империи собственного оптического прицела не было. Зато на выручку пришла немецкая компания «Гёрц», занимавшаяся производство оптики и имевшая филиал в России. Еще в 1914 году до вступления империи в войну, в Ораниенбауме служащие Офицерской стрелковой школы проводили испытания оптического прицела для новой на тот момент трехлинейной винтовки Мосина.

Но что-то там не заладилось, и отмашку на производство прицелов дали только в 1916 году, признав оптические приспособления «Гёрц» пригодными для использования. Как это часто бывает, до дела руки дошли еще позже. Первый наряд на производство прицелов был передан Обуховскому заводу только в начале 1917 года. Что было дальше, наверняка объяснять не нужно: две революции, гражданская война, интервенция, послевоенное восстановление уже новой страны. В общем, не до прицелов было… Или все-таки нет?

Работы над собственными прицелами начали в 1925 году.

Ну, в годы Гражданской войны сражающимся сторонам было точно не до каких-то там оптических прицелов. Зато сразу после ее окончания новая власть сделала первые робкие шаги на данном поприще. Оптико-механическое производство наладили на трех предприятиях. На Подольском оптическом заводе (двух бывших филиалах Цейса и Гёрца) и на уже упомянутом Обуховском заводе. О создании чего-то нового и своего в то время речи вообще не шло. Главная задача была в том, чтобы сохранить уже имеющиеся производства и развить их в обозримом будущем.

Первые оптические прицелы в Советском Союзе появились в 1922 году. Они были импортными. Закупили их в Германии, которая после поражения в Первой мировой войне была на редкость уступчивой в вопросах технологий. Полученные образцы сразу же принялись изучать на всех трех открытых оптических заводах. На протяжении нескольких лет все оптические прицелы в СССР были импортными. Однако, продолжалось это недолго.

Оптику сделали сразу. Долгое время проблема была в кронштейнах.

Изменилась ситуация в 1925 году. В стенах подольского оптического завода началась разработка первого отечественного оптического прицела. Техническое задание было полностью сформулировано к апрелю 1926 года. Непосредственные работы над прицелом начали уже в июле того же года. Оптическая часть прицела была готова уже к августу, а механическая часть (кронштейны) были готовы к ноябрю 1926 года.

Работа над прицелами постоянно осложнялась процессом релокации предприятия из Подольска в Павшино. Первые два опытных прицела было готово к сентябрю 1928 года. Устройства были переданы в Артком для испытаний.

Первый прицел был полностью готов в 1931 году.

В 1929 году ПОЗ занимался устранением замечаний, которые в отношении прицела вынесла комиссия испытателей. Еще два опытных прицела собранные с учетом всех правок были готовы к апрелю 1930 года. К новым прицелам также были замечания. В дальнейшем на протяжении года конструкцию оптики и кронштейна для нее еще несколько раз дорабатывали.

В конце года оптика получила официальный индекс ПТ-1 (Прицельная трубка-1). Однако, в серию в очередной раз не пошла… кронштейн вновь оказался слишком сложным для серийного производства. С новым кронштейном «Прицельную трубку» вернули в долгожданную серию во второй половине 1930 года.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +8

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.