Как при помощи черных отучают покупать вредные продукты

Роспотребнадзоры и ГОСТы — это все хорошо, но только уже давно есть более эффективные способы облегчить жизнь покупателей. Возможно, они покажутся кому-то радикальными, но в странах, где их начали применять, население действительно постепенно отказывается от вредных товаров.

метки

Несколько последних лет в магазинах РФ все чаще слышны жалобы. Мол, объем упаковки сокращают, «пальму» везде мешают, название товаров меняют на всякие «творожные продукты» и «пивные напитки», чтоб замаскировать сделанные непонятно из чего товары под нормальные.

Можно ли что-то сделать с этой ситуацией, чтоб обезопасить население от некачественных продуктов на полках? Есть ли успешные примеры таких действий? Да, есть.

Лайтовый вариант из Австралии

На рынке продуктов питания у нас в стране сейчас почти «Дикий Запад». Цены прут вверх и производители (не от хорошей жизни) начинают изобретать честные и не совсем честные способы сохранить выручку.

Государство смотрит на все это сквозь пальцы, потому что если начнет вмешиваться и регулировать, то фабрикам придется все делать по стандартам. Тогда люди увидят настоящие цены на «нормальные» продукты в «нормальных» упаковках. Удивятся на букву «О». Зачем лишний раз волновать народ?

Есть компромиссный вариант из Австралии. Там в добровольном порядке используют интуитивно понятную маркировку со звездочками (от 0,5 до 5). Их количество означает степень «здоровости» продукта.

метки

Они считаются по специальному алгоритму, который учитывает все позитивные и негативные аспекты продукта. За проставленные звезды ответственность перед государством несут производитель и торговые сети. Если попробуют обмануть, то отвечать будут вместе.

метки

Получается удобно. Человек подходит к витрине и сразу видит рейтинг продукта. Получается такой симбиоз Яндекс.Карт и Роскачество в реальной жизни. Например, у одного сыра стоит 2,5 звезды, у другого 4. Можно ориентироваться по этим подсказкам и не тратить время на изучение состава.

Жесткий вариант из Чили

Чилийский вариант мне особо понравился. Дело в том, что в стране один из самых высоких показателей ожирения в мире — от него страдают 75% взрослого населения и более 50% школьников.

метки

Из-за этого в 2016 году правительство (с огромным трудом, преодолевая сопротивление лоббистов от международных корпораций) вводит весьма простую, но невероятно эффективную систему, которая направлена на уменьшение потребления «мусорной еды» населением.

Теперь на передней части упаковки любых нездоровых продуктов с высоким содержанием сахара, соли, жира или калорий, должен быть наклеен черный знак «СТОП» (с пометкой белыми буквами «много сахара», «много жира» и тд). Это позволяет детям и их родителям быстро отличить здоровые продукты от нездоровых.

Товары с таким черным значком категорически запрещено продавать в школах. Реклама этой продукции по телевизору возможна только ночью — с 10 вечера до 6 утра. Плюс на «мусорную еду» подняли налог с 13 до 18%. Короче, вся страна на суровой диете.

Результат СТОПа

Уже появились первые данные, которые свидетельствуют о том, что ситуация стремительно меняется: из покупательских корзин резко пропали газировки, чипсы и сладости. А сэкономив деньги на вредностях, народ тихонько начали покупать полезные продукты.

За первые 18 месяцев, после того как в Чили был введен этот новый закон, потребление напитков с сахаром упало на 25%, а продажи обычной бутилированной воды и соков без добавления сахара подросли на 5%. Это пока один из лучших результатов из всех мировых практик.

Производители сразу же возмутились. Мол, «такие этикетки выглядят грубо и снижают контроль потребителей над выбором продуктов питания» (цитата), но в опросах эти самые потребители с одобрением отозвались про новую маркировку (положительную оценку дали 88% опрошенных).

PS
Чем проще сообщение, тем труднее оно поддаётся различным манипуляциям со стороны торговли и пищевой промышленности. Практику с маркировкой уже переняли Перу, Уругвай и Израиль, а Бразилия с Мексикой планируют вводить у себя такие «СТОПы» в ближайшие месяцы.

Тихон Смирнов

 

  • avatar
  • .
  • +4

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.