Чем кетчуп не угодил советской власти

А вы знаете, что во второй половине 30-х гг. в СССР выпускался самый настоящий кетчуп? По оригинальной американской технологии. Но после войны производство заморских томатных соусов было остановлено по идеологическим причинам.

Снова кетчуп вошел в обиход наших граждан только на закате советской власти.

Чем кетчуп  не угодил советской власти

Кетчуп появился в СССР благодаря наркому пищевой промышленности, «человеку и мясокомбинату» Анастасу Микояну. Именно он внедрил в Союзе производство эскимо, а после поездки в США в 1936 году привез в Москву технологии и оборудования для изготовления сосисок и колбас, продукции глубокой заморозки.

И, в том числе советский министр познакомился в Америке с кетчупом.

Чего, а помидоров в Советском Союзе хватало. Отчего же не попробовать наладить производство вкусовой приправы для не отличавшихся оригинальностью советских продуктов.

Чем кетчуп  не угодил советской власти

По примеру Америки, единственный советский производитель, объединение Главконсерв Минпищепрома СССР, в газетных статьях рекомендовало добавлять томатный соус практически во все блюда. И если мясо и рыба любого приготовления, а также мучнистые блюда просто созданы для заморского продукта, то призыв кушать с кетчупом овощные салаты и селедку даже сегодня выглядят диковато.

Первое издание знаменитой «Книги о вкусной и здоровой пище» за 1939 год рекомендовало использовать кетчуп для заправки борщей. Здесь же приведены рецепты таких блюд, как «Рисовая каша с кетчупом и сыром»» и «Баклажаны, жареные с кетчупом».

Также главный кулинарный справочник Страны Советов предлагает смешивать кетчуп и майонез. Так что знаменитый «кетчунез» придумал не Кузя из сериала «Универ».

О том, как американский кетчуп завоевывал русскую кухню, можно проследить по советской рекламе второй половины 30-х гг.

Вот, например, рекламный блок из газеты «Вечерняя Москва» за 1936 год:

Чем кетчуп  не угодил советской власти

Реклама объясняет советским гражданам, никогда не бывавшим за границей и не читавшим иностранные журналы, что кетчуп – это томатный соус на основе томатного пюре с добавлениями различных приправ. Здесь же объясняется, как его употреблять.

Спустя год реклама в журнале «Огонёк» позиционирует новый продукт, как главный атрибут любой домохозяйки и любого ресторана в Америке:

А, между прочим, в эти годы за преклонение перед Западом легко можно было превратиться во врага народа.

Обратили внимание на фиксированную цену на кетчуп в рекламах 1936 и 1937 гг. Бутылка весом 250 г стоит 1 руб. 60 коп, полулитровая бутылка – за 2 руб. 25 коп. Советских граждан заставляли покупать большие емкости, чтобы быстрее привыкали.

А насколько дорогим был кетчуп? Давайте сравним с ценами на другие продукты из 1937 года:

водка 0,5 л – от 6 руб. до 9 руб. 10 коп. в зависимости от марки;

гречка (самая дорогая советская крупа) 1 кг – 4 руб. 30 коп.;

консервы «килька в масле» банка 200 г – 3 руб. 90 коп.;

макароны 1 кг – от 3 руб. 30 коп. до 5 руб. (в зависимости от сорта);

мясо 1 кг – от 7 до 10 руб.;

сахар-рафинад 1 кг – 4 руб. 10 коп.;

сосиски 1 кг – 9-10 руб.;

хлеб белый буханка 1 кг – от 1 руб. 70 коп. до 2 руб. 80 коп. (в зависимости от сорта);

яйца десяток – от 3 руб. 50 коп. до 4 руб. 30 коп.

Реклама кетчупа из 1939 года разительно отличается от объявлений 2-х и 3-летней давности:

Чем кетчуп  не угодил советской власти

Настенный плакат для размещения в торговых точках и объектах общепита уже не содержит никаких разъяснений, а значит, советские покупатели прекрасно знают, что это за продукт.

Обратите внимание, советский кетчуп выпускался в стеклянной таре. Никакого пластика!

Но почему, же советский кетчуп исчез? Неужели наши граждане так и не распробовали заморское лакомство?

Нет, все гораздо прозаичнее!

С началом войны производство кетчупа остановилось. Это понятно, в военные и первые послевоенные годы было не до гастрономических изысков. Скорее всего, имевшееся оборудование пришло в упадок, либо его разобрали на запчасти к другим линиям.

Чем кетчуп  не угодил советской власти

В 1948 году в СССР началась борьба с космополитизмом, а мир замер в ожидании Третьей мировой войны. США — вчерашний друг, помогавший проводить индустриализацию, и союзник в борьбе против Гитлера, превратился в самого главного врага СССР. О том, чтобы советские люди употребляли продукт с американским названием, не могло быть и речи.

В издании 1952 года «Книги о вкусной и здоровой пище» американское словечко больше не используется. Термин «кетчуп» полностью вышел из обихода. А производство томатных соусов («Краснодарский», «Южный», «Острый» и другие марки) после войны наладили своими силами. Правда, жители СССР их так и не полюбили.

Чем кетчуп  не угодил советской власти

В конце 60-х гг. под названием «кетчуп» в СССР появились дефицитные болгарские томатные соусы. Но и они не прижились.

И только в конце 80-х и начале 90-х американский кетчуп начал новое завоевание 1/6 части суши.

  • avatar
  • .
  • +11

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.