Почему советские водители ездили зимой на летней резине

Дважды в год большинство отечественных автомобилистов осуществляет замену покрышек в соответствии с приближающимся сезоном. Из-за чего многие автомобилисты из молодого поколения крепко удивляются, когда им говорят, что в СССР весь год ездили на одних и тех же покрышках. Некоторые при этом шутя добавляют, что разделение резины было не на летнюю и зимнюю, а на старую и новую.

Резина была одна — всесезонная.

На самом деле всё достаточно просто. Это сегодня каждый автомобилист привык к тому, что дважды в год на любимой «ласточке» нужно поменять покрышки сначала с зимних на летние, а потом обратно с летних на зимние. Однако, в XX веке резина на колесах автомобилей долгое время не менялась не только в Советском Союзе, но и в любой другой стране.

А все потому, что разделения на сезонные не существовало. Долгое время автомобильные покрышки были универсальными, всесезонными, а потому и менялись они лишь в случае износа. Безусловно из-за отсутствия зимних покрышек на дорогах понижалась безопасность. Однако, не стоит забывать, что даже в странах с самой высокой автомобилизацией транспортных средств с ДВС было заметно меньше, чем сейчас.

Долгое время это не было проблемой.

Первая зимняя резина появилась лишь в середине 1930-х, причем появившиеся в 1934 году покрышки для холодного сезона предназначались исключительно для грузовых автомобилей. Создателем и производителем инновационной резины была финская компания Nokian Tyres. Первые зимние покрышки для легковых авто были сделаны ей же, но появились спустя еще 2 года в 1936. При этом было бы наивно полагать, что инновация сразу же заполонила рынок.

Даже в самой Финляндии массовое распространение зимних покрышек началось лишь после завершения Второй мировой войны. Причем в остальных странах зимняя резина пробивала себе дорогу крайней нерасторопно. Процесс этот растянулся буквально на десятилетия. Хоть сколь-нибудь массовое применение сезонной резины вместо универсальной началось лишь в 1970-х годах.

Прежде всего потому, что машин было не много.

В этом отношении Советский Союз полностью укладывался в общемировой тренд. Долгое время покрышки были просто универсальными и это не было проблемой. Тогда они все еще неплохо справлялись со своим предназначением. Лишь по мере роста мощности двигателей и средней скорости автомобилей появилась необходимость разделения покрышек на зимние и летние.

Поэтому первые сезонные покрышки появились в Стране Советов лишь в 1980-е годы. Называлась зимняя резина АИ-168У «Снежинка». Выпускалась она Уральским шинным заводом. При этом стоит отметить, что покрышки с улучшенным сцеплением в СССР все-таки были. Некоторые водители использовали шипованную резину, которая появилась еще в начале 1960-х годов.

Первые зимние покрышки появились в СССР лишь в 1980-е годы.


источник

  • avatar
  • .
  • +9

1 комментарий

avatar
«Есть специальная резина — называется соленый НИИШП, ее разработали и выпускают специально для зимних трековых гонок. Во время производства шину варят в соляном растворе — отсюда название «соленый НИИШП». Резина становится экстремально мягкой, а на ее поверхности образуются микропоры, которые намного улучшают сцепление со скользкими покрытиями. (Кому интересная более детальная история появления «соленого НИИШПа» и описание его свойств — рекомендую прочесть здесь).
Цитата:
«в сырую резину, из которой варили шину, действительно добавляли соль. При контакте шины со снегом она постепенно вымывалась из массива, образуя мельчайшие шероховатости на поверхности протектора. Такие покрышки делали по специальному заказу — прежде всего, ведущим гонщикам страны.
Другое направление в развитии — применение мягких протекторных смесей. Таких шин едва хватало на одну зимнюю гонку, зато они феноменально „цеплялись“ за все скользкое. НР имела твердость резины по Шору около 40 единиц — даже сегодня столь необычной рецептурой могут похвастать немногие, а тогда большинство зимних шин имело твердость 52-58 ед., и лишь чехи (основные конкуренты наших гонщиков по соцлагерю) пытались довести свой „Барум OR32“ до подобного уровня.»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.