30 лет «Павлову дню»

Павловым днём» в народе долгое время называли событие, произошедшее 30 лет назад, 2 апреля 1991 года — повышение в несколько раз цен на продовольственные товары, транспорт и коммунальные услуги, проведенное по решению тогдашнего правительства СССР, премьер-​министром которого (с января 1991г.) был Валентин Сергеевич Павлов.

Дело в том, что поскольку оптовая торговля, транспорт и коммунальные услуги были в СССР государственной монополией, то и изменение цен в этих отраслях производилось на правительственном уровне.

А поскольку правительство СССР в условиях идеологического противостояния с загнивающим капиталистическим Западом было озабочено еще и тем, чтобы демонстрировать преимущества реального социализма, то цены на основные товары, услуги и коммуналку оно старалось поддерживать на как можно более низком уровне (перекосы в экономике, связанные с этим, выправлялись с помощью более тонких и неявных механизмов; например, тот же Павлов в конце 80-х году отмечал, что в СССР прямо оплачивается лишь половина труда работников государственных предприятий, а любое сколько-​нибудь крупное легальное предприятие было госуждарственным…). Короче, явные повышения цен были делом редким, а такое вот тотальное, какое произошло 21 год назад — и вовсе экстраординарным.

В конце 80-х годов советское правительство столкнулось с двумя тяжелейшими взаимосвязанными проблемами: резко возросшим дефицитом бюджета, ставшим результатом стечения целого ряда неблагоприятных обстоятельств, и еще более резко возросшим, точнее принявшим экстремальный характер дефицитом потребительских товаров. Первое обстоятельство снижало возможность органов государственной власти осуществлять свои функции (в том числе по восполнению дефицита в госторговле), второе повышало социальную напряженность — короче, назревала классическая революционная ситуация («верхи не могут, низы не хотят»).

«К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского.

Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов.

Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%.

Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым».

http://www.personalmoney.ru/txt.asp?sec=0&id=1941485

Короче, эти два мероприятия, проведенные правительством Павлова, не только не спасли ситуацию, но и ухудшили её. Третье известное мероприятие этого правительства — введение чрезвычайного положения в августе того года — сыграло роль окончательного удара по советскому строю и Советскому государству. А потом был «контрольный выстрел» в Беловежье, но это уже без Валентина Сергеевича.

Сам он, однако, в новых временах не потерялся — в 90-е он будет президентом одного банка, потом советником другого. Незадолго до его смерти в 2003г. в одной из газет будет опубликовано его высказывание в том духе, что он жалеет о времени, потраченном на работу в правительстве — мол, сосредоточься он сразу на финансовой деятельности, был бы самым богатым человеком страны…

Сергей Васильев
ЖЖ: ru-history

  • avatar
  • 1
  • .
  • +1

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.