Почему софт чем дальше — тем хуже

 

За последний год я испытал своего рода личное философское путешествие, в котором я снова и снова пытался понять, почему все цифровое кажется таким сломанным и испорченным, и почему оно вместо улучшений продолжает ухудшаться, несмотря на то, что обещают «самые светлые умы» технологий.

Чаще всего я обнаруживал, что ответ довольно прост: стимулы технологической индустрии больше не совпадают со стимулами пользователя.

Люди, управляющие большинством интернет-сервисов, использовали комбинацию монополий и картельного стремления к росту любой ценой, чтобы вести войну с пользователем, превращая клиента в нечто среднее между лабораторной крысой и неоплачиваемым стажером-тестировщиком, с целью выжать как можно больше выгоды из взаимодействия с продуктом.

Чтобы было понятно: технологии всегда были алчными, никто не настолько наивен, и было бы глупым предполагать обратное, но сейчас этот всегдашний момент ощущается… по-другому. Пробиты уже почти все днища.

Я, конечно, ошеломлен теми крайностями, на которые технологические гиганты идут ради извлечения денег и данных из клиентов, но также поражён и коварным способом, которым они постепенно сами разрушали и ухудшали свои же продукты.

Чтобы внести ясность, я не верю, что эта постепенная enshittification («одерьмовливание») является частью какой-то грандиозной, макиавеллиевской игры в долгосрочной перспективе со стороны технологических компаний, скорее это продукт множества последовательных решений, принятых в ответ на краткосрочные финансовые нужды.

И даже если бы это было частью стратегического замысла, результат был бы тем же: люди не заметили бы, насколько всё стало плохо, пока не стало бы слишком поздно. Они могли бы просто предположить, что технологии всегда были отстойными («да ну, сайты всё время были плохими и неудобными»), или они просто лично неспособны использовать инструменты, которые становятся все более фундаментальными для жизни в современном мире («просто ты старый, дедушка»).

Ситуация линейно ухудшается в погоне за постоянным ростом во всех аспектах нашей цифровой жизни, и это происходит потому, что всё должно развиваться, любой ценой, всегда и неуклонно, даже если это делает технологии, которые мы используем каждый день, вредными.

Иллюстрация: когда я сравниваю Sound Forge Pro Suite 17.0.1 c Sound Forge Pro Suite 13.0 — я в упор не вижу никаких полезных изменений, или хотя бы увеличения скорости работы и так далее. Всё — то же самое, только стало работать глючнее. Программа при попытке редактировать MP3 файл как сходила с ума — так и сходит, только еще быстрее и еще страшнее, то есть элементарные глюки, давно известные — не вылечены. А в смысле редактирования PCM WAV в программе — ничего нового. Для чего делались обновления?

Мы как общество должны считаться с тем, как это нас извращает, делает нас более параноидальными, более осуждающими, более агрессивными, более реакционными, потому что когда всё «тонко настроено, чтобы раздражать», мы все кипим внутри себя и страдаем разнообразными способами.

Это может показаться немного драматичным, но остановитесь на секунду и подумайте о том, со сколькими маленькими цифровыми раздражениями вы сталкиваетесь за день. Пора осознать тот факт, что наша цифровая жизнь гнилая. Она сгнила.

Это повсюду.

После переворота, совершенного главой отдела рекламы Прабхакаром Рагхаваном в 2019 году, Google намеренно ухудшил результаты поиска, чтобы увеличить количество раз, когда люди будут искать что-то на сайте. Попробуйте поискать статью The Man Who Killed Google. Поисковый движок работал СЛИШКОМ ХОРОШО. Люди сразу находили нужную информацию, и переходили по первым ссылкам, не интересуясь контекстной рекламой и платным продвижением.

В итоге поисковый алгоритм был намеренно «изменён» (ухудшен), чтобы давать больше места рекламным ссылкам. В тот момент это позволило компании Google достичь нужных рыночных показателей.

А во что это обошлось всем 6 миллиардам взрослых пользователей на Земле?

…Сходите в любой магазин одежды и спросите пользователей кассовых аппаратов или программ для инвентаризации, удобный ли у них софт. Это очень интересное исследование. Почти все люди, работающие в зале продаж или на кассах, скажут, что они ненавидят свой софт. Он не оптимизирован под них, и не учитывает их интересы.

Почему так? Да потому, что почти всегда производители софта консультируются с теми, кто заказывает музыку — с менеджментом и высшим менеджментом. Почти всегда в этот софт встроены отличные и невероятно удобные инструменты просмотра статистики! При этом функция выбивания или редактирования чеков явно была не важна, и, кажется, осталась от прошлых времён, от самых первых версий программы.

Нельзя отрицать, что по мере того, как владельцы платформ социальных сетей придумывали, как на них зарабатывать, соцсети становились все более надоедливыми, навязчивыми и, честно говоря, скучными, лишёнными авторского или личного контекста, с эстафетами репостов, ботов или рекламы.

Давайте возьмем в пример ВКонтактик и Пейсбук. Когда Цукербергу стало не хватать денег — он собрал кучу спецов по юзабилити и поставил им задачу, чтобы с одной стороны дизайн давал максимум показов (для заработка на рекламе), а с другой стороны — не был настолько уже неудобным, что народ разбежится. Они это успешно сделали — и я, попав в ФБ уже после этих изменений, был (мягко говоря) изумлен неудобством его дизайна по сравнению с ВК (при том, что ранний ВК как раз слизан вчистую с дизайна ФБ — такого, какой он был на момент взлета популярности).

Понимаете, что произошло? Владельцы Пейсбука сознательно его испортили, чтобы увеличить выход бабла.

Теперь и у ВК проблемы похожие, просто Дуров вовремя ушел, и ему не пришлось их решать. А как их решает команда Майлрушечки — вы видите сами.

Есть такая известная закономерность — Максимально эффективно работает тот сервис, которому не нужно зарабатывать. Но затраты-то ему покрывать надо. Поэтому пока есть приток бабла извне — идет прогресс, система становится лучше и удобнее. Как только этот приток иссяк, и система сама стала себя обеспечивать — всё, пошла деградация юзабилити, система становится всё менее удобной и дружественной к пользователю.

Ситуация линейно ухудшается в погоне за постоянным ростом во всех аспектах нашей цифровой жизни, и это происходит потому, что «всё должно развиваться», любой ценой, всегда и неуклонно, даже если это делает технологии, которые мы используем каждый день, не просто неудобными, а прямо вредными.

Вы, скорее всего, говорили себе когда-то за последние десять лет, что вы «не поняли технологии», или что вы «становитесь слишком старыми», или что технологии «ушли от вас», потому что вы обнаружили, что какой-то сервис, приложение или устройство раздражают. Вы (или кто-то, кого вы любите) — убедили себя, что ваша неспособность использовать что-то является признаком вашей неполноценности, что вы не «идете в ногу со временем», как будто вещи, которыми мы пользуемся каждый день, должны находиться в постоянном состоянии изменения, как будто постоянные обновления ради обновлений — и есть норма.

Инструменты, которые мы используем в повседневной жизни за пределами наших мобильных устройств, что интересно, в основном остались прежними. Хотя кнопки на наших автомобилях, возможно, и переместились на экран (и я сейчас даже не буду вдаваться в дизайн Tesla), но у нас обычно есть тормоз, акселератор, руль и поворотник. Посадка в самолет в основном работает так же, как и раньше, с тех пор как я начал летать, за исключением перехода с физических билетов на цифровые.

От нас не ждут, что мы будем осваивать «новый способ пользоваться туалетом» каждые несколько месяцев, потому что кто-то решил, что мы «слишком быстро выходим из туалета».

Однако наши цифровые приложения и платформы, которые мы используем каждый день, работают по совершенно иному моральному и интеллектуальному компасу.

Хотя идея обновления довольно благородна (и не всегда негативна) — в идеале, идея того, что что-то, что вы купили, можно поддерживать и улучшать с течением времени, есть идея хорошая. Но многие технологические платформы видят в этом способ дальнейшего извлечения прибыли (выжимать из пользователей их данные, или эксплуатировать пользователей, чтобы подтолкнуть к действиям, выгодным компании).

Еще в 2023 году Spotify (приложение для онлайн-прослушивания музыки) переделал свое приложение, чтобы оно, как я цитирую журнал The Verge, стало «частично TikTok, частично Instagram и частично YouTube»… что на практике означало замену относительно чистого и простого пользовательского интерфейса, состоящего из лаконичных строчек, на интерфейс, состоящий из полноэкранных видеокарточек (как TikTok) и автоматически воспроизводимых видеоподкастов (как TikTok), что, по словам генерального директора Дэниела Эка, позволит, цитируя Sky News, «оживить платформу с помощью различного контента на платформе, созданной и продаваемой как место для прослушивания музыки».

Технические СМИ отмахнулись от обсуждений редизайна, даже не задумавшись о значимости того факта, что в одночасье опыт прослушивания музыки сотнями миллионов людей изменится в зависимости от прихотей мультимиллиардера, с явной целью заставить этих людей взаимодействовать с совершенно другим контентом как средством повышения показателей вовлеченности и дохода.

Всеми способами вы можете пытаться сделать вид, что это «просто приложение» — но отношения людей с музыкой и развлечениями глубоко важны для их настроения и мотивации, и добавление слоев разочарования в приложение, с которым они взаимодействуют часами в день, постоянно раздражает.

И неважно, что вы чувствуете — этот дизайн никогда не был для клиента. Никто из пользователей Spotify не говорил: «Эх, чувак, я бы хотел смотреть видео, пока я слушаю музыку», но это неважно, потому что вовлеченность и доход должны расти.

Очевидно, что Spotify, компания, известная прежде всего эксплуатацией артистов на своей платформе (вы можете погуглить скандалы, связанные с выплатами роялти), относится к своим клиентам (как платящим, так и нет) с таким же уровнем презрения. Что бы вы не делали, как бы вы не платили — премиум-подписку, платиновую, золотую, у вас нет сил уговорить Эка поддерживать одновременно и старый и новый интерфейсы. У вас нет власти уговорить его не вводить какие-то новые меры, которые… просто принесут ему больше денег.

 
Материал: ivanov-petrov.livejournal.com/2545763.html
  • нет
  • avatar
  • .
  • +8

Больше в разделе

2 комментария

avatar
бесит конкретно
банковские и приложения моб. операторов… берут и обновляют
при чём так что хрен что найдёшь, чем постоянно пользовался
просто портят.
  • 1GR
  • +3
avatar
ВКмузыка в этом плане радует. Со времён бума единственное изменение, которое заметил — пропала возможность воспроизведения из ленты вк. Это было обидно, ибо репост=плейлист. В остальном, как оно было 10 лет назад, так +\- и осталось.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.