Реквием по мечте: как создавался легендарный самолет-гигант Ан-225 «Мрия»

27 февраля появилась информация, что в ходе боевых действий на аэродроме украинского поселка Гостомеля был уничтожен самый большой грузовой самолет в мире Ан-225 «Мрия». В переводе с украинского языка «мрия» — это «мечта». Чьими грезами был фантастический небесный гигант и для чего его создавали?

Bigpicture ru 1d01f67cd24a4bd588d91f3e7912db68 ce 3000x1600x0x400

Первый полет опытного образца самого большого в мире самолета состоялся 21 декабря 1988 года. Создал его киевский завод «Антонов» для использования в космической отрасли. В его огромном фюзеляже могли размещаться ракеты, а на верхней грузовой палубе — космический шаттл «Буран». Более того, «Мрия» могла служить стартовой площадкой для этого космического корабля.

Bigpicture ru wegaqq4an 0ii4 muxj0wikd34vhkgkd

Но появился самолет не в самое удачное время. Вскоре Союзу стало не до освоения космоса, а потом он распался. Ан-225 «Мрия» законсервировали в ангаре до лучших времен и почти забыли о нем. Вспомнили о гиганте только в конце 90-х. Самолет нуждался в серьезном ремонте с заменой многих узлов. Ремонт затянулся до 2001 года, но самолет все же встал в строй и получил сертификат.

Стоит упомянуть, что «Мрия» была не одна. Еще один самолет находится в недостроенном состоянии в ангаре завода «Антонов» под Киевом. Точной информации о том, на какой стадии готовности он находится в массовом доступе нет.

Почему «Мрия» стала самой-самой

Поэтому Ан-225 «Мрия» стал единственным и уникальным летательным аппаратом в мире. Это не преувеличение — в одном из первых полетов самолет поставил 110 мировых рекордов по грузоподъемности, скорости, высоте полета. И это за 3,5 часа! А всего на счету самолета целых 250 мировых рекордов. Такая цифра пока недостижима ни для одного летательного аппарата в истории авиации.

Bigpicture ru de8f6f842985324db686307126ebf451

Размах крыльев «Мрии» составил 88,4 м, длина фюзеляжа 84 м, высота 18,2 м, площадь крыла 905 кв. м. Пустой самолет весил 216 тонн, а его максимальная взлетная масса составила 640 тонн. Для полной заправки баков нужно было 300 тонн топлива. Управлял этим колоссом экипаж из 6 человек. Да, над кабиной пилотов, которая была абсолютно герметичной, расположился салон на 88 мест для лиц, сопровождающих груз.

Bigpicture ru a5b18352f6885d1c022ac8566fafd982 cropped 666x442

Без загрузки самолет мог преодолеть 15400 км, а полностью загруженный — до 4000 км. Практический потолок полета составил 12000 м. Что касается самих грузов, то они стали несколько иными. Вместо космических кораблей, «Мрия» начала перевозить локомотивы, огромные генераторы и, конечно, гуманитарные грузы.

Sony dsc

Как рождалась и умирала мечта

Создавать «Мрию» начали в 1985 году, еще по заданию партии. Главными конструкторами уникального самолета стали Петр Балабуев и Виктор Толмачев. Коллектив, возглавляемый талантливыми инженерами, справился со своей задачей в рекордный срок. Через 3,5 года Ан-225 был готов подняться в воздух.

Bigpicture ru balobuev

Авиаконструктор Петр Балабуев

Такая скорость была следствием того, что техника создавалась не с нуля. В основу нового самолета лег проект другого антоновского гиганта Ан-124 «Руслан». Его увеличили в длину вставками, оснастили двухкилевым хвостовым оперением, убрали грузовой хвостовой люк, добавили два двигателя и количество стоек шасси.

Bigpicture ru an 124 100m 150 870x400

Ан-124 «Руслан»

Первым поднял самолет в воздух экипаж во главе с летчиком-испытателем Александром Галуненко в декабре 1988 года. А всего через шесть месяцев, летом 1989, «Мрия» стала сенсацией на 38-м Международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже, Франция. После этого была Международная авиавыставка в Фарнборо, Великобритания, в 1990 году и другие мероприятия.

Bigpicture ru скриншот 28.02.22 01.21.54

Но в 1991 году Ан-225 поставили в ангар, а его двигатели переставили на «Русланы». Потом были годы забвения и возвращение в строй в 2001 году. В этот год «Мрия» начала совершать свои первые коммерческие рейсы по всему миру. Самолет побывал на всех континентах кроме Антарктиды. Последними важными рейсами самолета была транспортировка вакцин от коронавируса в разные страны мира.

Bigpicture ru вввв

27 февраля 2022 года единственный Ан-225 «Мрия» сгорел в Гостомеле после попадания ракеты. Уже подсчитано, что для воссоздания гиганта потребуется не менее 5 лет и около 3 млрд долларов (250,5 млрд рублей).

Bigpicture ru 2022 03 04 11.15.16

Bigpicture ru 2022 03 04 11.15.11

  • avatar
  • .
  • +20

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.