До сих пор не разгадан секрет панорамных стаканов, которые делал крепостной мастер в 18 веке



В стекле этих стаканов нет свинца. Их изготавливали на Бахметьевском стекольном заводе, расположенном неподалеку от Пензы. Ах автор — крепостной мастеровой Александр Вершинин. Подумать только, в конце 18 века он создал необычный прием, когда между двух слоев стекла с помощью аппликации создается довольно реалистичная картинка из рисунков на бумаге, мха, листьев, соломы, травинок, ракушек. За счет округлой поверхности получается панорама, которую очень интересно разглядывать. Помните детское увлечение «секретиками»? Мы делали углубление в песке, клали туда мелкие предметы — те же цветочки, камушки и закрывали стеклом. Поэтому и в этих стаканах есть эффект такого чуда — миниатюрной пасторальной жизни. Все вершининские сюжеты показывают сельскую идиллию.




Самое главное, ученым до сих пор не понятно, как именно соединены эти два слоя. Ведь температура плавления стекла начинается с 750 градусов, и во время изготовления стекла вся эта аппликация должна по идее сгореть. Есть гипотезы, что картинка запечатывалась во льду. Во время соединения слоев, лед просто испарялся. А потом запечатывался и зашлифовывался верхний слой. Однако доказать экспериментально этот способ пока никому не удалось. Это по-прежнему теоретическое предположение.






Вершининский стакан в экспозиции Смитсоновского музея американского искусства

Всего известно около двух десятков вершининских стаканов. Часть из них находится в российских музеях, а так же немало их попало и за рубеж. В частности в Смитсоновском музее американского искусства, Метрополитен-музей, а так же в частных коллекциях.

Эти стаканы оцениваются очень дорого — на одном из аукционов такой был продан за несколько десятков тысяч фунтов стерлингов. А учитывая их небольшое количество, панорамные стаканы крепостного мастера Александра Вершинина — большая редкость, заполучить который мечтают многие музеи мира. Удивительную память оставил о себе человек с большим талантом и трудолюбием.
 

  • avatar
  • .
  • +27

1 комментарий

avatar
Долгое время устройство стаканов Вершинина оставалось загадкой. Существовало предположение, что это два спаянных стеклянных стакана разных размеров. При этом оставался вопрос о том, как именно русский мастер сваривал два остывших стеклянных изделия. Подобная технология считалась невозможной, так как при повторном нагреве посуда должна просто лопаться. В итоге загадку вершининской посуды разгадали американцы. Оказалось, что стакан – это не монолитная стеклянная конструкция, сваренная из двух разных стаканов. В действительности – это два стеклянных стакана, которые соединены прозрачной фотополимерной мастикой, которая под действием солнечного света ничем не отличается от стекла. Таким образом русский крепостной изобрел УФ-клей на базе метакрилата примерно за век до его появления во всем остальном мире. Правда тогда технология не вышла за пределы Никольского завода.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.