Почему пассажирские вагоны до сих пор отапливаются углем

В России принято путешествовать на электричках — иногда это единственный способ добраться до нужного места. Уже не первый год по просторам нашей необъятной Родины мчатся вполне современные поезда и система РЖД постоянно обновляется. Но есть моменты, которые иногда просто ставят в тупик — к ним относится как раз отопление вагонов. Но и этому есть объяснение.
 
Почему пассажирские вагоны до сих пор отапливаются углем

В вагоне надо поддерживать рабочую температуру — от 20 до 24 градусов. А система отопления должна быть простой и экономичной.

Она бывает:

Водяной — котел, трубы и батареи. Жидкость подогревается углем, дровами или специальными брикетами для топки.

Комбинированной — от водной отличается только тем, что подогрев бывает и при помощи тэнов, которые вмонтированы в основание котла.

Электрической — под сидениями и вдоль стен вагона расположены электропечи. А в воздуховодах установлены электрокалориферы

Смешанной — когда вагоны отапливаются с помощью электрической и комбинированной систем.

А теперь подробнее про каждую из этих систем.

Водяная система отопления

Есть котельная, там установлен бак на 350 литров. Тепло передаётся в отопительные контуры — они бывают большими и малыми. Малый контур отапливает коридоры, а большой — купейную. Вот так выглядит стандартный котел:

Почему пассажирские вагоны до сих пор отапливаются углем

Комбинированная система отопления

Котел нагревается тэнами — обычно их 24. Все элементы надежно изолированы, а система безопасности заземлена. Питание идет от централизованной электромагистрали мощность 3000 вольт. Иногда питание поступает от специального вагона-электростанции, но чаще — от контактной сети. Система управляется как автоматически, так и в ручном режиме. Пульт управления находится в служебном отделении проводника. И фото котла в разрезе:

Почему пассажирские вагоны до сих пор отапливаются углем

Электрическая система управления

Отопительные элементы — это электропечи и электрокалориферы. Они расположены по всему периметру вагонов. Обогрев с помощью электропечей называется конвекционным. А при помощи калорифера — воздушным.

Все нагревательные элементы электропечи прикрыты воздушным кожухом и заземлены.Их мощность — до 26 кВт, в каждом вагоне их от 30 до 52 единиц. Электрокалориферы состоят из двух секций общей мощностью 22 кВт. И общая потребляемая мощность электрической системы отопления — 48 кВт. Эта система отопления питается от высоковольтной магистрали 3000 В. Вот батарея отопления в вагоне пассажирского поезда.

Почему пассажирские вагоны до сих пор отапливаются углем

Что касается смешанной системы отопления — это микс из электрической и комбинированной. Применяется в купе и СВ-вагонах.

Так почему же вагоны топят углём?

Дело в том, что не все участки железных дорог электрифицированы. А включать в состав поезда вагон-электростанцию иногда невозможно по экономическим соображениям. Поэтому котельная решает все эти вопросы с помощью сжигания старого доброго угля. Это самый энергоэффективный вид топлива с прекрасным КПД. Да и стоит он недорого.

Поэтому вагоны и отапливаются так же, как и сотню лет назад. Это проверенная временем система, которая ещё долгие годы будет нагревать наши поезда.

Почему пассажирские вагоны до сих пор отапливаются углем

Ну а там, где это возможно — конечно же используют электрическую или комбинированную систему отопления.

  • avatar
  • .
  • +8

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.