Почему окна поездов и иллюминаторы самолетов делают с закругленными углами

Всем известно, что в современных пассажирских вагонах у окон закругленные углы. Иллюминаторы в самолетах и вовсе стремятся к круглой форме или даже полностью круглые. Почему конструкторы выбирают такую форму? Связано ли это только с дизайном или есть более серьезные причины?

Bigpicture ru 9

К пассажирским вагонам предъявляются высокие требования. Они должны быть прочными, иметь жесткую конструкцию и продолжительный срок службы. Добиться этого не так уж и просто — в процессе эксплуатации вагоны подвергаются высоким нагрузкам разного типа.

Bigpicture ru 53278 original

Наиболее опасны динамические нагрузки, способные разрушить вагон прямо во время поездки. Цельный вагон, не имеющий проемов, был бы идеальным решением. Но пассажирские вагоны невозможно представить без окон. Именно они и становятся самыми слабыми местами конструкции.

Bigpicture ru 5434647

Для примера можно привести окна старых домов. Если присмотреться, то можно увидеть, что в углах многих из них берут начало трещины, иногда очень длинные и широкие. Это связано с тем, что в углах окон зданий возникают серьезные механические напряжения. Именно они со временем вызывают разрушение кирпича, металла и даже бетона.

Bigpicture ru 26fevralya2016 mosru

Но конструкции зданий не испытывают динамические нагрузки и поэтому на долю вагонов приходится больше тяжелых испытаний. Чтобы снизить влияние напряжений, углы оконных проемов делают закругленными. Это решение существенно продлевает срок службы вагонов, а кроме этого придает им современный вид.

Bigpicture ru okna poezda 6

В случае с самолетами напряжения еще более опасны и непредсказуемы. Первые в Великобритании реактивные пассажирские авиалайнеры «Комета» выпускались с квадратными окнами. Это привело как минимум к двум авиакатастрофам с человеческими жертвами. Усталость материала в углах окон приводила к появлению трещин и разрушению фюзеляжа. Самолеты просто разваливались в воздухе, не оставляя людям ни единого шанса на спасение.

Bigpicture ru samol 2

Поэтому конструкторы решили использовать закругленные окна-иллюминаторы, не имеющие слабых мест в виде углов. Эта конструкция фюзеляжей сегодня считается классической и используется всеми производителями самолетов и вертолетов.

  • avatar
  • .
  • +8

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.