Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР

После новости о возрождении бренда «Москвич» в Сети начали появляться ностальгические комментарии о том, как хороши были эти машины. Не верь, ты бы сейчас не согласился владеть ими даже под страхом пешего хождения.

Оставим в стороне психологические мотивы ностальгирующих по советскому автопрому — тут все понятно. Давай лучше вспомним две популярные в СССР модели: «Москвич-2141» и «Москвич-412». Что в них было хорошо, а что — так себе.

Удачный на бумаге: «Москвич-2141»

Последнюю модель из выпускавшихся заводом фанаты марки называют самым удачным советским автомобилем. Так и было — с точки зрения конструкции. Кузов был больше и намного вместительнее, чем у «девяток» — другой класс! Первое время «Москвич-2141» даже преподносили как автомобиль если не престижный, то солидный. А выпускали его на АЗЛК с 1986 по 2001 год.

Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР

Ход у модели был плавный, и управлялась она неплохо, а вот разгонялась не очень бодро. Двигатель располагался продольно, что обеспечивало приличную развесовку и запас пространства под капотом, но с самим силовым агрегатом модели не повезло. Ставили на нее либо уфимские моторы УЗАМ разных модификаций(72-85 л.с.), либо вазовские — рабочим объемом 1,6 л (76 л.с.). Для довольно большой машины их откровенно не хватало.

После рестайлинга в 1997-м модель получила название «Святогор-2141» и 2-литровый движок Renault (113 л.с.), но после дефолта в 1998-м от французских моторов пришлось отказаться. На вторичном рынке многие им, кстати, не доверяли, предпочитая вазовский 1,6 л.

Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР

Главной проблемой «сорок первого» была ржавчина. Считалось, что лучше всего ей сопротивляются красные «Москвичи» — якобы из-за состава краски. Некоторые особо неудачные экземпляры успевали проржаветь насквозь буквально за год. Впрочем, находились умельцы, которые переваривали подгнивший кузов и потом ездили много лет, не забывая про ежегодную обработку антикором, конечно.

В целом же автомобиль ломался так же, как и другие советские модели. Отказывали термостаты, текли тормозные цилиндры, потели маслом ШРУСы и так далее. Некачественные комплектующие — вечная беда автопрома эпохи застоя. Ты говоришь, что раньше было лучше? Нет проблем, давай вспомним, например, «Москвич-412».

Шик советских инженеров: «Москвич-412»

Эту модель в Москве собирали с 1967 до 1976 год в Москве и с 1967 по начало двухтысячных (!) в Ижевске. Ижевский завод подчинялся Минобороны, и собранные на нем автомобили считались более надежными. Их отличали круглые фары (за редкими исключениями) и некоторые нюансы салона.

Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР

Так как «Москвич-412» был не слишком престижным, на нем часто ездила техническая интеллигенция. Автомобиль был тесноват, но сидеть было удобно — по крайней мере, ноги получалось вытянуть. Плохо работала печка, но это наш народ не смущало: автомобиль — не роскошь.

Ходовые качества «Москвича-412» были на удивление неплохи, с модернизированным мотором он даже выигрывал международные ралли. И это, между прочим, способствовало экспорту. В Великобритании одно время продавали по 3500 «Москвичей-412» в год.

Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР

Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР

Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР

Движок у автомобиля в стандартной версии был хоть и слабый — 45 л.с., но в остальном довольно удачный. Правда, он отличался склонностью к детонации и требовал тонкой настройки момента опережения зажигания «на слух», но зато не ел масло. И блок цилиндров у него был алюминиевый с чугунными гильзами, что сильно упрощало капремонт. Кстати, требовался последний не так уж и часто — раз на 100 000 км.

А вот коробка передач была устаревшей, с прошлой модели, ходы рычага переключения были большие, а сам агрегат — ненадежным. Владельцы воспринимали это как данность — ну, дескать, что поделать, вот такое, да.

Барабанные тормоза с гидровакуумным усилителем никогда не работали равномерно. При резком торможении машину немного вело, приходилось подруливать. Герметичность усилителя нередко нарушалась: прокладки подводили, да и муфты тормозных цилиндров текли. В обоих случаях педаль тормоза проваливалась на ходу… Только в 1982-м новая модификация, «Москвич 412-028», получила дисковые тормоза на передней оси и более надежный вакуумный усилитель. Но муфты цилиндров продолжали течь.

Так что машина была неплохая, но именно что для рукастого технического интеллигента.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +22

1 комментарий

avatar
У меня было два москвича ижевских.особы проблем и не было.
А вот тормоза--раз как раз с передних дисковых зимой на морозе жидкость потекла.так сменил манжеты (на б/у-шные кстати) и всё норм ещё несколько лет работало(пока того москвича не угнали).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.