Зачем НКВД организовывало побег американских летчиков из СССР в годы войны

7 декабря 1941 года милитаристическая Япония совершила нападение на тихоокеанскую базу США Перл-Харбор. С этого момента Соединенные Штаты Америки официально вступили во Вторую мировую войну. 18 апреля 1942 года американцы организуют крупный авианалет из 16 средних бомбардировщиков В-25 «Митчел» на Токио. Данная акция в том числе позиционировалась как месть за Перл-Харбор. После рейда самолеты должны были садиться на дружественной территории Китая. Однако дотянуть до нее смогли не все. Один борт сел в СССР, что категорически запрещалось американским командованием…

Рейд Дулиттла был опасен для СССР.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны Советский Союз 13 апреля 1941 года подписал с Японией пакт о нейтралитете. Договор был выгоден обеим сторонам. Японцы хотели временно обезопасить тыл для войны с Китаем и потенциальной войны с США. СССР нужен был безопасный тыл для грядущего конфликта в Европе. Одним из важнейших положений договора было то, что СССР обязался не принимать на своей территории войска враждебных Японии стран и интернировать людей военнослужащих таких государств в случае их проникновения. Выдавать их, конечно же, требовалось японцам.

Садиться летчики должны были в Чан Каншийском Китае.

Апрель 1942 года. На восточном фронте идут ожесточенные бои. Совсем скоро развернется сталинградская эпопея. И в этот самый момент после рейда американских бомбардировщиков на Токио на Дальнем Востоке садится В-25 «Митчел» с 5 военнослужащими США на борту под командой капитана Йорка. Самолет сел на советский военный аэродром. Наши летчики и технический персонал тепло приняли братьев по оружию. Само собой, американцам было запрещено садиться в СССР из-за договора от 13 апреля 1941 года. Поэтому американские летчики сразу же соврали, что занесло их на Дальний Восток с Аляски.

Чтобы не дать японцам повода, севших в СССР летчиков нужно было спасать через разведку.

Однако, советская разведка уже знала про рейд Дулиттла и «кривляться» не было никакого смысла. В итоге летчики признались НКВД, что участвовали в налете. Теперь по международному договору их предстояло выдать японцам. В преддверье битвы за Сталинград СССР не хотел получить в глубоком тылу второй японский фронт из-за резкого обострения отношений с этой страной. Однако и отдавать военнослужащих и граждан страны-союзницы в руки японских фашистов советское руководство не собиралось.

За дело взялись люди в синих фуражках.

Будучи скованным двойными обязательствами, СССР сделал то, что следовало – НКВД организовало специальную операцию по спасению американских летчиков и возвращению их на родину. После переговоров с Союзниками спасать горе-бомбардировщиков решили при поддержке Великобритании. Сначала американских летчиков временно пристроили работать в аэродроме в Ашхабаде. По пути туда с ними как будто случайно в поезде познакомился добродушный майор Красной Армии Александра Якименко, который сильно сопереживал горемычной судьбе американских парней.

Спасли летчиков через Иран, где стояли британцы.

В действительности Якименко был сотрудником НКВД, майором Владимиром Боярским. Он предложил парням устроить побег, пообещав познакомить их с контрабандистами, которые помогут им пересечь советско-иранскую границу и добраться до британских сил. Американские летчики согласились на побег. «Контрабандистами», конечно же, так же были сотрудники НКВД. В итоге «побег» состоялся спустя 13 месяцев пребывания в Советском Союзе в ночь с 10 на 11 мая 1943 года. Через британское посольство американские летчики благополучно вернулись домой. Спустя годы стрелок самолета Дэвид Пол выразил подозрения, что их «побег» в действительности был спланирован советской разведкой.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +12

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.