1708 г. октября 28

Указ Петра I всему малороссийскому народу об измене И.С. Мазепы и съезде старшины в Глухов для выборов нового гетмана.



1708 г. октября 28.

Самое интересное в конце текста:

«….При сем же об[ь]являем, что известно нам, великому г[о]с[у]д[а]рю, учинилось, что бывшей гетман хитростию своею без н[а]шего указу [в]аренды и многие[в] иные поборы наложил на малоросийской народ, будто на плату войску, а в самом деле ради обогащения своего. И сии тягости повелеваем мы н[ы]не с малоросийскаго народу отставить» — Цар[ь] Петръ

Итак, аренды (откупы) и иные поборы Мазепы вызывали возмущение населения. Решение отменить аренды было встречено с одобрением и послужило одной из причин поддержки царя со стороны жителей городов и казаков. Т.е Мазепа обманом грабил жителей Малой Руси. Как это похоже на современных украинских политиков с их отношением к населению Украины.



Б[о]жиею поспешествующею м[и]л[о]стию мы, пресветлейший и державнейший великий г[о]с[у]д[а]рь, ц[а]рь и великий кн[я]зь Петр Алексеевичь, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец и многих г[о]с[у]д[а]рств и земель Восточных и Западных и Северных отчичь и дедичь и наследник и г[о]с[у]д[а]рь и облаадател[ь], Н[а]ше Ц[а]рское Величество об[ь]являем верным н[а]шим подданным малоросийскаго народа, духовным и мирским, а особливо Войска Запорожского генералной старшине, полковником, сотником, атаманом куренным и всему войску и протчим жителем малоросийскаго народа. Известно нам, великому г[о]с[у]д[а]рю, учинилось, что гетман Мазепа, забыв страх Б[о]жий и свое кр[е]стное к нам, великому г[о]с[у]д[а]рю, целован[ь]е, изменил и переехал к неприятелю нашему, королю швецкому, по договору с ним и Лещинским, от Шведа выбранным на королевство Полское, дабы со общаго согласия с ними Малоросийскую землю поработить по прежнему под владение полское и ц[е]ркви Б[о]жии и с[вя]тые м[о]н[а]ст[ы]ри отдать во унию. И понеже нам, яко г[о]с[у]д[а]рю и оборонителю Малоросийскаго краю, надлежит отческое попечение о вас имети, дабы в то порабощение и разорение Малой Росии, також и ц[е]рквей Б[о]жиих во осквернение не отдать, того ради повелеваем всей генералной старшине, полковником и протчим вышеоб[ь]явленных чинов Войска Запорожского, дабы на прелесть и измену сего изменника, бывшаго гетмана, не смотрели, но при обороне н[а]ших великоросийских войск против тех неприятелей стояли, и для лутчего упреждения всякого зла и возмущения в малоросийском народе от него, бывшаго гетмана, вся старшина генералная и полковая сьезжалась немедленно в [а]город Глухов[а] для обрания по правам и вол[ь]ностям своим волными голосами нового гетмана, в чем крайняя нужда и спасение всея Малыя Росии состоит. Дан сей н[а]ш, Ц[а]рского Величества указ в обозе при Десне за приписанием власные н[а]шия руки и припечатанием печати октября в 28 де[нь] 1708г[о].

[б]При сем же об[ь]являем, что известно нам, великому г[о]с[у]д[а]рю, учинилось, что бывшей гетман хитростию своею без н[а]шего указу [в]аренды[1] и многие[в] иные поборы наложил на малоросийской народ, будто на плату войску, а в самом деле ради обогащения своего. И сии тягости повелеваем мы н[ы]не с малоросийскаго народу отставить[б].

Цар[ь] Петръ

[а]-[а] Написано вместо вычищенных слов.
[б]-[б] Приписано более мелким почерком.
[в]-[в] Написано вместо вычищенных слов.

[1] Полученные от аренд (откупов) деньги шли на содержание гетманской гвардии, что вызывало возмущение населения. Решение отменить аренды было встречено с одобрением и послужило одной из причин поддержки царя со стороны жителей городов и казаков Левобережной Украины.

Российский государственный архив древних актов
Ф. 13. Оп. 1. Д. 6. Л. 1. Подлинник. Подпись – автограф. Внизу листа средняя государственная печать красного сургуча, частично утрачена. Лист был сложен пакетом.

Подлинники с постскриптумами об арендах и остатками печатей под бумажными кустодиями: Там же. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1. Л. 1, 2.
Подлинник без постскриптума: Там же. Ф. 13. Оп. 1. Д. 6. Л. 2.

Опубликовано: ПиБ ПВ. Т. 8. Вып. 1. С. 244–245.
  • avatar
  • .
  • +12

Больше в разделе

  • — Почему простынка чиста? — допытывался муж, вдавив пальцы Марфе в плечи. Марфа, рыдая, не знала, куда ей деваться. — Отпусти, очень болно, — молила она. — Говори! — взбеленился он. —...

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.