Ученые выяснили, что мы можем погружаться в спячку и даже нашли в мозгу «тумблер» для этого

Все время клюете носом и вырубаетесь прямо посреди работы? О, это нормально, такие милые слабости и делают нас людьми. Тем более, физиологи из Российской академии наук обнаружили, что спячка — нормальное дело для человека. Точнее, в нашем мозгу есть участок, который способен врубить режим гибернации, примерно как у медведей. Звучит немного бредово, но, если задуматься, довольно логично.

Итак. Пункт 1: в нас есть механизмы спячки, хотя мы в нее и не впадаем

Российские ученые заинтересованы феноменом возможной спячки у человека не просто так. Впадать в гибернацию — полезнейший навык, если вы, к примеру, хотите отправить колонистов на другие планеты, или просто астронавтов в дальний полет. Заместитель директора Института медико-биологических проблем РАН Юрий Бубеев рассказывает:

«Удалось локализовать вероятный тумблер, который включает и выключает гипобиоз. Им оказалась группа нейронов, расположенных в гипоталамусе. Так как психическая сфера выступает регулятором многих функций организма, в том числе на физиологическом и биологическом уровнях, то изменения в ней могут сказываться на функционировании других систем и органов.

Исследуя роль психической сферы и ее влияния на энергообмен, мы идем своеобразным широким фронтом для подбора комплекса технологий, пригодных для длительных космических полетов».

Пункт 2: древние люди, судя по всему, впадали в спячку

Гейдельбергский человек

Речь идет о гейдельбергских людях, которые жили 0,8—0,13 млн лет назад. Здесь стоит сразу обратить внимание на то, что эти гоминиды — не наши прямые предки, но они наши близкие родственники, эдакие вымершие туповатые кузены. Им, несмотря на примитивные технологии, удалось пережить одно из худших оледенений в истории. Пока наши с вами предки еще нежились под солнцем Восточной Африки, гейдельбержцы встречали поистине сибирские зимы. Весьма вероятно, что им удавалось выжить благодаря спячке.

В 2020 году палеоантропологи исследовали останки древних людей из пещеры Сима-де-лос-Уэсос в Испании. Ученые обратили внимание на странную особенность всех погребенных: в их костях наблюдалось крайне малое количество витамина D, словно они месяцами безвылазно находились в пещере. А ведь они должны были хотя бы изредка выходить наружу, чтобы добывать пропитание. Единственное внятное объяснение, которое удалось подыскать для этой ситуации — гейдельбергские люди впадали в спячку. Они входили в гибернацию, пережидая зиму и, судя по всему, это происходило на протяжении 50 тысяч лет.

Пещеры Сима-де-лос-Уэсос