Dornier Do 31 — экспериментальный реактивный транспортный СВВП
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1394be0f3b319c810a6578.jpg)
В музее Дорнье, на улице, можно рассмотреть второй сохранившийся (из трех построенных) экземпляр Dornier Do 31 — экспериментального реактивного транспортного СВВП, созданного в ФРГ компанией Dornier. Разрабатывался по заказу военного ведомства в качестве тактического транспортного самолёта. Первый полёт первый прототип совершил 10 февраля 1967 года. Всего было построено три самолета, два сохранилось. Серийно не строился.
ЛТХ:
- Модификация Do.31
- Размах крыла, м 18.06
- Длина, м 20.88
- Высота, м 8.53
- Площадь крыла, м2 57.00
- Масса, кг
- пустого самолета 22453
- нормальная взлетная 27442
- Тип двигателя
- взлетные 8 ТРД Rolls-Royce RB 162-4D
- маршевый 2 ТРД Rolls-Royce (Bristol) Pegasus 5-2
- Тяга, кгс
- взлетные 8 х 1996
- маршевый 2 х 7031
- Крейсерская скорость, км/ч 644
- Практическая дальность, км
- Практический потолок, м 10515
- Экипаж, чел 2
- Полезная нагрузка: 36 десантников на откидывающихся сиденьях или
- 24 раненых на носилках
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-136ab4c4b6a0b183715edf.jpg)
Это как раз и есть самый первый прототип Dornier Do 31 E1, D-9530. В ноябре 1965 года была завершена постройка первого экспериментального самолета D0.31E1, который совершил первый полет 10 февраля 1967 года с обычным взлетом и посадкой, так как подъемные ТРД на самолет не были установлены.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-13cbf89deec412aab5d9a0.jpg)
Экспериментальный самолет несколько отличался от разработанного варианта самолета, имея крыло меньшего, чем у серийного варианта удлинения- фюзеляж круглого поперечного сечения и стабилизатор, расположенный на середине киля.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-13bff79f164b8df9cdd7a2.jpg)
Кабина самолета.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-134e378ef0f2119544a274.jpg)
Двигатель Rolls Royce Pegasus BE.53/2 тягой по 68.95 kN
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-13732c23670ea6d72b6b5b.jpg)
Основная стойка. Главные опоры убираются назад в гондолы подъемно-маршевых двигателей.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1369d1afb3c44fcc84ee03.jpg)
Восемь подъемных ТРД Роллс-Ройс RB. 162-4 тягой по 2000 кгс установлены по четыре в двух гондолах на концах крыла.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1397223091f5a08d3b7889.jpg)
Двигатели снабжены соплами с дефлекторами, которые могут отклонять поток газов на 15╟ вперед или назад, и имеют общие воздухозаборники с открывающимися створками в гондолах.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-13168c5512fe32a0ea90aa.jpg)
Левая основная стойка.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14f7b552af010c65360398.jpg)
Самолет выполнен по схеме моноплана с комбинированной силовой установкой из двух подъемно-маршевых ТРДД и восьми подъемных ТРД и снабжен трехопорным шасси.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14e1479ab10e5cc468e471.jpg)
Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок с круглым поперечным сечением диаметром 3,2 м. В носовой части расположена двухместная кабина экипажа, за ней грузовая кабина размером 9,2x2,75x2,2 м и объемом 50 м3.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-148a22808e54ec83bc1074.jpg)
Силовая установка комбинированная: два подъемно-маршевых ТРДД Бристоль Сиддли BS.53 «Пегас» 5-2 с поворотными соплами тягой по 7000 кгс установлены в гондолах под крылом. Воздухозаборники осевые нерегулируемые. Двигатели имеют по четыре поворотных сопла. Диаметр двигателя 1,22 м, длина 2,51 м, масса сухого 1260 кг.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14e3a8ee814b51c746d72c.jpg)
Оборудование. В кабине установлено стандартное оборудование для военно-транспортных самолетов с автостабилизирующей системой фирмы «Бодензееверке».
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14199cd4b22175b56c9945.jpg)
Судя по всему на этом экземпляре кабина пуста. Приборов в приборной панели нет...
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14f06985fe9fd3529e875d.jpg)
Носовая опора управляемая самоориентирующаяся также убирается назад.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14256093c88d3788e2e39f.jpg)
А для чего такой воздухозаборник на двери?
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14eeb30683c173680e6e83.jpg)
В кабине может размещаться 36 десантников на откидывающихся сиденьях или 24 раненых на носилках.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14ed37b385bfe0c29c5462.jpg)
Гондола на конце крыла.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-145fe05cb4739377afc6a8.jpg)
Что должно быть за этими крышками?
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14f6a1f3150ad9e4ca75f1.jpg)
Поворотные сопла маршевого двигателя.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-149b5ffc153190b8da7f3e.jpg)
Еще одно. И оба за такими отбойниками.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-146395d17fd21559e775ed.jpg)
Хвостовое оперение стреловидное, со стабилизатором размахом 8 м и площадью 16,4 м2 расположенным на киле. Киль площадью 15,4 м2 имеет угол стреловидности 40 градусов по 1/4 хорд, угол стреловидности стабилизатора по передней кромке составляет 15 градусов.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14bdea5cb416c51aed38ad.jpg)
Номер D-9530
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14350682ccc8c26c57bef9.jpg)
В горизонтальном полете используются обычные аэродинамические рули. На режимах висения, малых скоростей и переходных режимах используется струйная система управления. Продольное управление осуществляется с помощью реактивных сопл в хвостовой части фюзеляжа, в которые подается сжатый воздух, отбираемый от ТРДД: два сопла направляют воздух вверх, а два других — вниз.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14eda23bd4928c84ea3fe6.jpg)
Руль высоты состоит из четырех секций, каждая из которых имеет отдельный гидравлический привод. Руль направления состоит из двух секций с отдельным гидравлическим приводом.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14999ade0ddae521116b66.jpg)
ПВД на самой верхней точке.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1409db4435d18d7698995c.jpg)
Общий вид.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14ceb12112bad87fa89892.jpg)
Мотогондола.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14c349348cd8b927bb4d54.jpg)
Термозащита мотогондолы.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14f16c8a428089efa5e307.jpg)
Гондола на конце крыла.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1489fda8bd05e70717f337.jpg)
В хвостовой части расположен грузовой люк с погрузочной рампой.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14e2eb1d9e0d17de8b2630.jpg)
Вид сзади на мотогондолу с основной стойкой.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14b9743e76e9e748bd19f4.jpg)
Колеса основной стойки. Все опоры снабжены пневматиками низкого давления. База шасси 8,6 м, колея — 7,5 м.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14897e417ac4b1ac85279f.jpg)
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-147c694f421430f4df1795.jpg)
Общий вид сзади.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1467047260e497bddcf795.jpg)
Грузовой люк.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-146c0d21a1f80728ff6021.jpg)
Реактивные сопла.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1488a355c6917716131bc6.jpg)
Крупнее, здесь их нет.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14708af9fa8c531839d2d0.jpg)
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14e291680cece3015b74db.jpg)
Правая основная стойка.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1433542f27e90b026569d7.jpg)
Экран отделяет струю горячего выхлопа от обшивки мотогондолы.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-141a77791c4c32e9baecfb.jpg)
Технические лючки.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14fad357b8af8e93cb7c5e.jpg)
Поворотное сопло.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1482ab9ebc8f77789fb95f.jpg)
Носовая стойка.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-145725d777a9de3632c848.jpg)
Заглядываем в кабину за приборную доску.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14b82854968630adf6d72a.jpg)
Кресло.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1421b999adb9b73cf12abc.jpg)
Вид на кресло снизу.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-142844128b3a98e5302ccf.jpg)
Антенны и внешнее питание.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-142baae3b2445f994dcfc1.jpg)
Вид на кабину слева.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14a7797f90cef5411359c6.jpg)
А что за пластина за вентилятором? Защита двигателя в музее?
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-140e325d7335d739e5bb64.jpg)
Внешний воздух?
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14b0c27ac63ea73841689b.jpg)
Внешнее питание гидравлической системы. Гидравлическая система. Состоит из двух основных независимых систем и аварийной системы. Рабочее давление в системах 210 кгс/см2. Первая основная система обеспечивает привод шасси, закрылков, грузовой рампы, створок грузового люка, люков гондол с ТРД и части гидравлических цилиндров системы управления. Вторая основная система предназначена только для привода гидравлических цилиндров системы управления.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14c38583be89df81aa3637.jpg)
Кинематика уборки основной стойки.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14f9556733fe326e5fd2e2.jpg)
Что за оборудование в этом иллюминаторе?
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1489e9cf6503f621d624ff.jpg)
Общий вид самолета.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1420545b808bf2c801a468.jpg)
Поперечное управление осуществляется дифференциальным изменением тяги подъемных ТРД, а путевое — отклонением сопл левого и правого ТРДД в противоположном направлении. Управление вертикальными перемещениями на режиме висения достигается изменением тяги ТРДД. Выдерживание заданной высоты полета осуществляется с помощью автостабилизирующей системы.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14d2da682cd74c345d8061.jpg)
Продолжаем обход самолета. Здесь похоже подъемные ТРД не установлены.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1494a84b30988435457dd5.jpg)
Топливная система. Топливо размещается в пяти баках общей емкостью 8000 л, расположенных в крыле. Подача топлива в двигатели производится из центрального бака, в который топливо поступает из остальных баков.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-14e2188d5bbe426188d8af.jpg)
Крыло верхнерасположенное, прямое, неразрезное, трехлонжеронной конструкции. Профиль крыла в корневой части NACA 64 (А412) — 412,5, на конце крыла — NACA64 (А412) — 410. Двухсекционные элероны-закрылки расположены между гондолами ТРДД и ТРД с каждой стороны крыла и отклоняются на +25 градусов, а обычные закрылки расположены между фюзеляжем и гондолами ТРДД. Элероны-закрылки и закрылки имеют гидравлический привод, триммеры отсутствуют.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-152891db386a1b69e6829a.jpg)
Общий вид справа.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-151179f1bc51de94059e77.jpg)
Электрическая система включает четыре генератора трехфазного переменного тока мощностью по 9 кВА (115/200 В, 400 Гц), установленных по два на каждом ТРДД, и два преобразователя-выпрямителя постоянного тока мощностью 3 кВ (50 А, 28 В).
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-15daccd866fb96f54304ed.jpg)
И снова общий вид спереди...
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-15978298fdefd41a8b4937.jpg)
Ниша уборки основной стойки.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-15aa212e4afd0d8376b4b5.jpg)
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-1539c0f3e5dd7772154e1a.jpg)
В нише нет ничего лишнего.
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-15b6f83bc6b285bc2deb55.jpg)
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-15ae8601703397031ae733.jpg)
![](/uploads/2021/06/22/auto_09-15a8d766a9c287bd270e6d.jpg)
0 комментариев