Бригада подводных лодок чуть не погибла у магаданских берегов 55 лет назад

Их базу в бухте Нагаева атаковал самый коварный враг из возможных — природа

171-я бригада подводных лодок у причала на своей базе в бухте Нагаева / Фото: kolymastory.ru

Темные воды Охотского моря скрывают от нас множество тайн, и порой можно прожить целую жизнь, так и не узнав об удивительных секретах прямо у себя под носом. Уже два года в бухте Нагаева поднимают со дна ржавые останки затонувших кораблей. Погружаясь в студеную толщу, аквалангисты не раз удивляли жителей своими находками.

Как вам, например, подводная лодка, затонувшая вместе с пришвартованным к ней катером всего в 40 — 50 метрах от марчеканского пирса? Молодежь такая новость удивила, но старожилы помнят, что в районе Марчекана базировалась целая бригада субмарин. Магаданские подводники пережили немало славных, но и достаточно тяжелых дней, о которых мы сегодня и расскажем.

Охотоморский бастион

В бухте Нагаева / Фото: kolymastory.ru

171-я бригада подводных лодок была официально передислоцирована в бухту Нагаева из бухты Находка чуть больше 60 лет назад — 3 ноября 1962 года. Переход занял несколько недель, лодки двигались на север по одной, но в спешке, чтобы обернуться до того, как Нагаевская бухта покроется льдом.

Если не говорить о судах снабжения, то подлодок в первый год было всего 3. Их главной задачей на ближайшие месяцы стали оборудование и обживание на новом месте, отработка курсовых задач и, самое главное, изучение и освоение акватории Охотского моря и зоны Курильских островов.

В будущем командование планировало довести число подлодок до 12. Вместе с судами обеспечения бригада должна была установить контроль над всей обширной акваторией Охотского моря и Курильскими проливами, которые обеспечивали скрытный выход субмарин во все районы северной части Тихого океана.

Что касается тяжелой погодной и ледовой обстановки в нашем море, командование рассчитывало снизить влияние этих факторов на боеспособность бригады, с одной стороны, через создание специальной ледокольной группы, а с другой — отработкой выхода лодок к Курильским проливам методом подледного плавания. В свою очередь, это должно было только повысить их уровень скрытности.

По мере укрепления бригады на новом месте лодки начинали длительные выходы в море, практиковали плавание в битом и сплошном льдах, освоили системы пополнения запасов топлива, масла и пресной воды в море, ходили в Курильские проливы.

Спустя 5 лет у бригады уже был свой пирс в районе Марчекана, число подводных лодок дошло до 11 штук. Однако следует отметить, что в сложных условиях базирования поддержание судов в исправном состоянии требовало от личного состава огромных усилий.

Интересный факт: лодки 171-й бригады были не первыми, что посетили наш край.

Впервые субмарины побывали в Магадане еще в августе 1936 года. Тогда в бухту пришли пять «Щук» и плавучая база «Саратов». Для изумленных колымчан эти чудеса инженерной мысли устроили небольшой подводный парад. Две «Щуки» одновременно выполнили срочное погружение и прошли под перископом и без него мимо флагмана. Руководство Дальстроя во главе с Эдуардом Берзиным наблюдало за подводниками с мостика плавбазы.

Также во время большого учебного плавания 1936 года эта группа лодок впервые посетила Охотск и ряд поселений на севере Сахалина.

Удар стихии

Пирс 171-й бригады в бухте Нагаева. 1960-е. / Фото: kolymastory.ru

Итак, проходит больше 5 лет, бригада хорошо обосновалась на новом месте, и магаданцам уже не впервой просыпаться с утра пораньше из-за гула подлодок в окрестностях Марчекана. Они действительно выглядели суровой и непобедимой силой на страже родных берегов. Но ровно 55 лет назад теплым майским днем с грозной 171-й отдельной бригадой было покончено всего за каких-то 15 минут. Без всяких взрывов, рева самолетов и свиста падающих бомб подводники потерпели поражение от самого коварного и беспринципного противника — природы.

Как вспоминал Валерий Кельп, несший вахту на посту сигнальщика на плавбазе «Север», день был солнечный, теплый, спокойный — хоть загорай. Но постепенно температура воздуха начала понижаться, а горизонт темнеть. Через пару часов стало понятно, что в бухту заходит большое поле пакового льда.

На тот момент вдоль северного берега льда уже не было, суда двигались без ледокола, и навигация в порту шла полным ходом. Но когда забили тревогу, все моряки увидели, как под влиянием прилива сплошной ледяной монолит без единой трещины длиной в несколько миль и шириной почти во всю бухту медленно движется в сторону пирсов. Неторопливо и абсолютно бесшумно.

Позднее капитан 2-го ранга Владимир Щербавских так описал причины шокирующего явления:

«В северо-восточной части Охотского моря есть большая Гижигинская губа. Ее высокие берега круто обрываются в море, а высота приливов там превышает 7 метров, что создает условия намерзания ледяных массивов аналогичной толщины. В процессе же сползания пластов берегового льда и обвала их друг на друга образуются самые настоящие айсберги.

С середины апреля и до начала июня большие ледяные поля и отдельные айсберги течениями выносятся из губы в море и странствуют в южном направлении, а дойдя до Сахалина или Курил, окончательно распадаются.

Но весной 1968 года случилось так, что долго дул восточный ветер, и большое ледяное поле толщиной от 1,5 до 3,5 метра ушло на запад и достигло Тауйской губы. Ветер сменился на южный, и эта грозная масса двинулась на север, подошла к бухте Нагаева, а тут еще и прилив начался, и, наползая на береговые скалы и дробясь на них, все это полезло вглубь бухты».

Осознав происходящее, надводные суда, порой не поднимая, а просто обрубая якоря, стремились уйти от удара. Но пришвартованные корабли и подводные лодки уже не смогли скрыться. Медленный, но обладающий огромной кинетической силой пласт ударил по ним и потащил к берегу. Волоча за собой якоря и обрывки швартовов, корабли были практически вытолкнуты из воды. Их корпуса корежило при столкновении со льдом и рвало о прибрежные скалы. Мощный удар чуть не перевернул некоторые суда.

«Я в полном бессилии стоял на мостике и смотрел, как это поле своим острым краем режет, как ножом, борт нашей лодки: вот появилась щель в легком корпусе, гнутся шпангоуты, со звоном отскакивают кницы, а если сейчас достанет до прочного корпуса, вода хлынет в отсеки, и команде некуда бежать.

Впечатление такое, будто над тобой занесена ступня мамонта и опускается на тебя неотвратимо. Но, слава богу, пронесло. Не достало до прочного корпуса», — вспоминал Владимир Щербавских, отмечая, что через некоторые трещины в лодке мог бы свободно въехать автомобиль «запорожец».

Одна из субмарин после майских событий. Видны повреждения ото льда на легком корпусе / Источник: Фото: kolymastory.ru

У него же на глазах лед навалился на плавбазу.

«Сквозь клубы холодного тумана было видно, как плавбаза примерно на метр поднялась из воды, повалилась сначала на левый борт, потом на правый, выпрямилась и погрузилась вновь по ватерлинию. Это ее перетащило через мель. И тут лед остановился, видимо упершись в дно бухты отдельными своими местами.

На наше счастье, закончился прилив, и ветер задул с севера, поле начало двигаться назад, стаскивая лодки за собой с берегов и разворачивая их. На середине бухты оно оставило местами острова из ледяных глыб, зацепившихся за грунт, а вот вдоль берегов лед сдвинулся немного, застрял и только. Все это время мы сопротивлялись, как могли, но только с помощью прорвавшегося из порта буксира смогли поставить на место плавбазу», — писал капитан 2-го ранга.

Очевидцы тех событий вспоминают и о человеческих жертвах, людях, раздавленных льдом или судами, но достоверной информации о потерях среди личного состава на подлодках и судах поддержки нет.

Всего в этот майский день 1968 года в бухте находилось от 7 до 9 субмарин. Часть из них сумела выйти из происшествия без потерь, а иные на долгие месяцы ушли в ремонт. Но уже в следующем 1969 году число подлодок в Нагаева дошло до 12. А на берегу выросло 5-этажное здание, в котором разместились экипажи и штаб бригады. Стойко пережив этот удар, подводники продолжали службу.

Проржавевшая память

Останки одной из подводных лодок рядом с недостроенным пирсом / Источник: Фото: kolymastory.ru

Оборвалась же история нагаевской базы подводников в 1990-е годы, когда бригаду расформировали. Часть судов увели в другие части, а те, что устарели, были распилены на металл недалеко от торгового порта.

Примечательно, что хотя некоторые субмарины, вроде той, что обнаружили у марчеканского пирса, затонули в результате штормов и прочих чрезвычайных ситуаций, иные были еще в советское время затоплены специально. Лодки, отслужившие свое, выступали хорошей основой для разных надводных конструкций, а сегодня служат точками интереса для любителей акваланга и подводных съемок.

Интересный факт: когда подъем затонувших судов в бухте Нагаева только начинался, местные власти рассматривали инициативу поднять одну из подлодок и сделать из нее оригинальный памятник на берегу, новое место притяжения для жителей и гостей колымской столицы.

Судя по всему, от идеи выставить субмарину на всеобщее обозрение отказались, тем не менее, лодки всегда можно увидеть, опустившись на дно. А поскольку они, как и часть других кораблей в акватории, не мешают навигации и не несут вреда экологии, в ближайшем будущем магаданские подлодки так и останутся под водой на радость туристам.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +16

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.