Всех лентяев — в ПТУ

Госдума разрешила девятиклассникам сдавать только два предмета вместо четырех для окончания школы и поступления в колледжи. Тем же, кто намерен пойти в десятый класс и после окончания школы продолжить обучение в вузе, придется по-прежнему сдавать экзамен по четырем предметам.

Причем если будет завален хоть один их них, то в деcятый класс могут не принять.

Пока это касается только учеников школ Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области, которые оканчивают девятый класс в 2025 году, но в случае успеха эксперимент могут распространить и на другие регионы, — сообщает Лента.ру.

За образование, кажется, взялись всерьёз. Похоже, пробивает себе дорогу мысль, которая мне всегда казалась очевидной: для большинства производимых в обществе работ требуется твёрдое среднее специальное образование, а «вышка» для них нафиг не нужна. Об этом я пишу уж лет пятнадцать.

Повторю в который уж раз, чем высшее образование отличается от среднего специального. Высшее нацелено на создание чего-то нового, а среднее специальное – на умелое, квалифицированное использование того, что уже создано. Разумеется, есть какие-то детали, особые случаи, но в целом – так.

Высшее образование – это, по своей идее, образование на уровне высших достижений в данной области. Совершенно очевидно, что постичь эти высшие достижения и создавать что-то новое могут далеко не все подряд. По моему впечатлению, таких не более 10% всех, кто кончает школу. Сколько ни учи тех, кто к этому не способен – ничему не научишь, а выйдет один лишь симулякр. Его мы и наблюдаем постоянно, взглянув окрест себя.

В наши дни разнузданного эгалитаризма и безграничной политкорректности говорить о принципиальной неспособности кого-то к чему-то как-то не комильфотно и почти опасно, но – так уж Господь управил: способности у людей разные. И по направленности, и по размеру.

Да, можно опустить уровень преподавания до такой отметки, что это становится доступным практически любой аудитории (что в реальности и происходит), но обороть природу невозможно: высшее образование того, кто к нему не способен, было и остаётся имитативным. От него не будет пользы, а будет вред. Вред обществу, государству, народному хозяйству — от того, что человек, способный научиться и делать полезное дело, вместо этого провёл пять лет, ничему толком не научившись и не овладев никакой специальностью.

И ему самому вред, потому что кроме общего раздражения на жизнь его имитативное образование ничего не даёт, а никакой полезной специальности у него нет. В 22-23 года он как был tabula rasa, так ею и остался. Поверхностное ознакомление с какими-то там экономиксами, теориями государства и права, психологиями, социологиями и прочими «теориями выеденного яйца» раздражение на жизнь только усугубляет: «Я специалист по международным отношениям, а мне поручили на складе ящики переставлять», как сказал мне один рассерженный молодой человек с высшим образованием.

Так вот теперь молодых людей пытаются отвадить от привычки сначала отсиживать старшие классы, натаскиваяь на ЕГЭ, и затем получать абы какое высшее образование. Вместо этого их пытаются на льготных условиях заманить в профессионально-техническую школу для получения нужной и практичной профессии. Пока это делается в порядке эксперимента. Вот суть нововведения.

Будет ли оно удачным? Подозреваю, не очень.

Давайте на всякий случай вспомним, что такое среднее специальное образование. Это вовсе не плоховатое высшее – это образование, нацеленное на практическую работу по известным прописям и инструкциям. Это не создание нового, а квалифицированное исполнение того, что уже известно. Заводской мастер, учительница начальных классов, преподавательница иностранного языка, акушерка – всё это, ежели по уму, работники со средним специальным образованием. Она знают своё дело и своё ремесло.

Так, собственно, и было в прошлом – пока не наводнили всё жизненное пространство всякого рода «университетами». Мой отец, инженер, учившийся после Великой Отечественной войны, рассказывал, что их учили так: на каждого инженера на производстве должно быть три техника.

В 70-е годы, когда он это рассказывал, соотношение было близким к обратному: уже в хрущёвские времена началось бесконтрольное разбухание вузов. Ну а после падения СССР социальная распущенность достигла не представимого в прежнее время объёма и размаха: в каждой подворотне стали открывать какое-нибудь гуманитарное заведение, выписывающее на выходе «диплом государственного образца». В результате все – повторюсь: ВСЕ! – выпускники средней школы имеют статистическую возможность поступить в какой-нибудь вуз. Для ВСЕХ заготовлено статистическое место.

В постсоветские годы сложилось такое явление: работодатели стали требовать высшего образования при приёме на любую работу. И не потому, что там действительно надо что-то знать или уметь – упаси, Боже! Просто лицо, не имеющее диплома в наши дни – это с высокой степенью вероятности обитатель дна. Во всяком случае, в Москве это так, а Москва, как известно, задаёт тон всей стране.

Хоть какой-нибудь «эколого-статистический», а кончить надо – так рассуждают и бабушки-мамушки, и сами выпускники. В результате любой и каждый может поступить, например, в какой-нибудь университет «Синергия» и благополучно получить диплом. Почему? Да по чисто статистическим основаниям. Я где-то уже приводила эти впечатлившие меня цифры: в материале ТАСС от 5 июля 2024 года со ссылкой на вице-премьера Т. Голикову сообщалось, что в том году было выпущено 635 тыс. учеников полной средней школы, а контрольные цифры приёма в вузы – 621 321. При этом более 60% выпускников школы поступили на бюджет.

И вот теперь этот поток робко пытаются перенаправить – в сторону среднего специального. Для этого попробуют разрешить поступать в колледж, сдав лишь один экзамен после 9-го класса. Но, товарищи дорогие, чтобы перенаправить поток, нужно не только новое русло, но и дамба, перекрывающая старое.

Вот она-то, дамба, и не предусмотрена! Старшие классы, а затем все эти «политико-культурологические факультеты» — продолжают жить и здравствовать. А значит, в их русло будут утекать молодые люди, которые нужны совсем в другом месте.

Мало того, поступление в колледж после сдачи одного экзамена вместо двух – это накладывает на этот жизненный путь печать второсортности: все приличные люди продолжают сидеть в школе, а тебя, дурака, выгоняют после сдачи одного экзамена, только уйди. Это унижает человека и делает колледжи ещё менее престижными, чем это было в мои школьные дни (в 70-е годы), когда всё-таки все сдавали одинаковое количество экзаменов. В мою юность в ПТУ выгоняли, а более-менее приличные школьники оставались досиживать старшие классы. Этот опыт ничего не говорит реформаторам — или его забыли?

Единственно разумным и не оскорбительным для молодых людей способом мотивировать их идти после 9-го класса в средние специальные учебные заведения – это одновременно проведённые два мероприятия.

1) отменить старшие классы вообще, заменив их специализированным обучением в другом месте, в другом здании с другими учителями.

2) ликвидировать бесчисленные гуманитарные вузы, щедрой рукой выписывающие «дипломы государственного образца». Ну, пусть не ликвидировать, но перевести в статус «народного университета культуры». Поставить серьёзные преграды перед поступлением в гуманитарные заведения, вроде знания древних языков, чтобы туда не шли просто для продления счастливого детства.

3) запретить работодателям требовать диплом там, где он не нужен, в особенности «диплом вообще», т.е. любой диплом ВУЗа.

Нужно разъяснять школярам и их родителям, что среднее специальное заведение – это нормальный и хороший жизненный путь, вовсе не закрывающий дорогу к высшему образованию, если оно тебе понадобится, а общая культура достигается не только сидением в вузах, но и посещением музеев, выставок и – главное – чтением разумных и полезных книг. А этому следует учить даже не в средней – в начальной школе.

Вот при одновременном осуществлением всех трёх вышеперечисленных мероприятий – среднее специальное образование со значительной долей вероятности превратится в нормальный и желанный жизненный путь молодого человека. Это принесёт огромную пользу и народному хозяйству в целом, и, безусловно, самим школярам.

А попытка дёшево отделаться с помощью маленького бюрократического фокуса – нет, не принесёт. А нам надо думать об автаркии и новой индустриализации. Кто её делать-то будет – клиенты «политико-филологических» богоделен? Вот именно…

 
Материал: domestic-lynx.livejournal.com/271105.html
  • avatar
  • .
  • +8

Больше в разделе

1 комментарий

avatar
Нужно разъяснять школярам и их родителям, что среднее специальное заведение – это нормальный и хороший жизненный путь
надо просто выкладывать ЗП нормального сварщика а не вот это вот все.
Вообще для понимаю жизни на уроке условного общ или труда (есть они еще или нет?) нужно каждому дать задание сделать смету ремонта для квартиры, комнаты, помещения. что бы сам ребенок позвонил поспрашивал а сколько стоит, а почему так. сложил два плюс два так сказать
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.