Советская космическая эстетика в фильме "Мечте навстречу" (1963)

_900 x 600 1.jpg
 

СССР был пионером не только в космических полетах, но и в производстве фильмов на космическую тематику, при этом советские кинематографисты заложили фундамент для всего мирового кинематографа как в спецэффектах, так и в визуализации, начиная еще с «Аэлиты». И сегодня мы поговорим о  довольно интересном с художественной точке зрения фильме  - «Мечте навстречу»

Художником в этом фильме работал Юрий Швец, человек, который большую часть своей творческой жизни посвятил космосу и считается основоположником космической живописи в стране.

Все началось в 1934 году, когда Юрий Швец стал главным художником фильма «Космический рейс». Вместе с режиссёром фильма В. С. Журавлёвым они не раз ездили к К. Э. Циолковскому, ставшему главным консультантом фильма. Эскизы космической ракеты, скафандров и другой фантастической техники создавались под руководством учёного. В этих эскизах, которые Швец привозил показывать в Калугу, Циолковского «интересовало абсолютно все: цвет неба вокруг Луны, цвет немигающих звезд, движение теней и их густота, положение Солнца и Земли на небе Луны, поскольку в фильме шла речь о том, как попадает человек на планету и что делает на Луне». Итогом этой работы была похвала учёного, отметившего, что конструкции, созданные художником «по всем законам механики, техники, правильны».


177630_original.jpg

Швец, Циолковский и режиссёр Журавлёв во время подготовки к съёмкам фильма «Космический рейс»
   

С тех пор «космос стал главной темой художника», а сам Юрий Швец сегодня считается основоположником научно-фантастической (космической) живописи в стране. Среди его полотен «Космодром на Луне» (1958), «На Марсе. Встреча двух миров» (1961), «Текущий ремонт. Звездная служба», «Луна. Океан Бурь. Проспект им. Гагарина. 1996» (1972) и другие картины.

Ряд его картин появились на свет, благодаря тем эскизам, которые он делал, работая над фильмами о космосе.

Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина, 1996 год А.Швец  1972.jpg
Юрий Швец  «Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина, 1996 год»  1972 г.

Например, вот эта картина имеет некие общие черты с фильмом «Мечте навстречу»
1963_MechteNaVstrechu_004.jpg
Кадр из фильма «Мечте навстречу»

6 scale_1200 (4).jpg
Кадр из фильма «Мечте навстречу»

Ю.Швец - Пост управления звездолетами.jpg
Юрий Швец. «Пост управления звездолетами»

 

 

А вот еще одна картина, где в глаза бросаются аналогии со сценами фильма «Мечте навстречу», в которых показаны жители Центурии. То, что мы видим на картине, в то время называлось ефремовское будущее  ака высокоразвитая космическая/ инопланетная технология. Обычно это очень красивые люди и плавные, не имеющие ни одного острого угла контуры техники, которые словно дополняют красоту людей. Эстетика целостности и гармонии. Нет ничего лишнего, отвлекающего взгляд зрителя.


.Кадр из фильма «Мечте навстречу»..jpg
Кадр из фильма «Мечте навстречу»

 

Иван Антонович Ефремов (1908 -1972) был советским палеонтологом, писателем-фантастом и социальным мыслителем. В послевоенное время он стал необыкновенно популярен, но поскольку в своих произведениях Ефремов описывал коммунистическое будущее и людей с соответствующим мировоззрением, то вместе с закатом веры в эти идеи произошел и закат популярности писателя. Ефремовское будущее стало утопией

Тем не менее, это интереснейший пласт советской (и российской) культуры, который ни в коем случае нельзя забывать. Так вот «Мечте навстречу» — это типичная эстетика ефремовского будущего.


Кадр из фильма «Мечте навстречу»..jpg
Кадр из фильма «Мечте навстречу»

2  scale_1200.jpg

Кадр из фильма «Мечте навстречу»

1 img-147603-9b857937fd.jpg
Кадр из фильма «Мечте навстречу»

7 scale_1200 (5).jpg
Кадр из фильма «Мечте навстречу»

03 scale_1200 (6).jpg
Кадр из фильма «Мечте навстречу»

6 ae6241b32d4130.jpg
Кадр из фильма «Мечте навстречу»

5 scale_1200 (3).jpg
Кадр из фильма «Мечте навстречу»

4 scale_1200 (2).jpg
Кадр из фильма «Мечте навстречу»
     
Кроме того, именно этому фильму мы должны быть благодарны за несколько известных песен

Специально для этого фильма Вано Мурадели на стихи Евгения Долматовского написал две ставшие очень популярными песни «И на Марсе будут яблони цвести» и «Я — Земля».

Кроме того, в фильме звучит фрагмент ещё одной широко известной песни о космонавтах — «Четырнадцать минут до старта», музыка Оскара Фельцмана, текст Владимира Войновича.

Электронную «космическуюь музыку сочинил и исполнил на фотоэлектронном синтезаторе звука „АНСь Эдуард Артемьев.

“И на Марсе будут яблони цвести»


«Я — Земля»


«Четырнадцать минут до старта»

  • avatar
  • .
  • +16

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.