Шолпан Зиганшина: Холод для меня - это огромный биоресурс, который вправляет мозги, дает правильную энергию и открывает горизонты
Путешественница-экстремалка посетила Магадан и поделилась своей философией
В Магадан во второй раз приехала путешественница-экстремалка Шолпан Зиганшина, которая своей жизненной философией считает холод. В октябре 2023 года Ice Woman осуществила заплыв в Охотском море в бухте Нагаева, а в этот раз в более суровых условиях решила попробовать свои силы, устроив заплыв на реке Оле в праздник Крещения.
Удивительные реки Колымы
Перед этим, конечно, был и пробный заплыв на реке Магаданке, и, как призналась экстремалка в разговоре с журналистом «Магаданской правды», энергетика нашей речушки уникальная.
— Она как подросток-спортсмен — молодая, в тонусе и с юношеским максимализмом. Заплыв на Оле я планирую сделать в проруби. Когда людей будет мало, я буду заходить и плавать от бортика к бортику методом интенсивного подпрыгивания — это отличный крио- и гидромассаж для всего тела, — поделилась Шолпан Зиганшина.
Так и получилось. В солнечный крещенский день путешественница окунулась в купель, а после поплавала и в самой реке. Правда заплыв получился недолгим — из-за плохой видимости дна Шолпан быстро дезориентировалась в пространстве. Но даже этот короткий заплыв в студеной морозной реке оставил массу впечатлений.
А вообще в холод, который кардинально изменил ее жизнь, Шолпан Зиганшина пришла 10 лет назад.
— Скорее всего, наступило время, и поднебесная написала мне такой своеобразный сценарий. С 2015 года я занимаюсь систематически с постепенным наращиванием. Конечно, периодически, каждые 3 года, я обратила на это внимание, получаю травмы и ухожу опять на середину, но с каждым разом все равно становлюсь более опытной и продвинутой, — заявила Шолпан Зиганшина.
— В силу моих заболеваний, в отличие от многих людей, я чувствую холод по-другому, из-за гипоксии мой мозг снабжается кислородом на 30 %, а не на 100 %. И, естественно, мне надо механически загонять дополнительный кислород. Но, например, силовая длительная тренировка для этого не подходит, потому что у меня слабые глаза, а вот холод — это такой, знаете, гидротренажер, который наполняет кровь кислородом в необходимом количестве.
130 водоемов не предел
За 10 лет дружбы с холодом Шолпан Зиганшина стала заметной фигурой. Она участница и призер чемпионата и Кубка мира по зимнему плаванию, обладательница 27 наград и уникального титула «Ice Woman», арктическая модель.
В своем уже завершившемся проекте «Кругосветка парапловца» спортсменка прошла 230 тыс. км дорог авто-, авиа- и гидростопом, посетила 89 регионов России, Испанию, Казахстан, Киргизию, также побывала во Франции, Италии, Словении и Австрии. Как магистрант-эколог Сибири и Арктики Шолпан Зиганшина провела серию тестовых заплывов в 130 водоемах мира при температуре воздуха -40°C. И останавливаться на достигнутом не собирается.
— Когда я только начала, испытала настоящий кайф, который испытывают все новички в любом из начинаний. Потом, получив определенный опыт, стала получать драйв и увидела несколько других холодовых направлений, в которых мне захотелось себя попробовать, и пошло-поехало, — вспомнила путешественница.
— И меня это до сих пор увлекает. Я поняла, что для меня это и есть жизнь. Так и реализовался проект «Кругосветка парапловца», фишка которого была именно в прохождении регионов в холодное время. Если это юг, то это зимнее время, если это Арктика, то летнее.
В рамках этого проекта в 2023 году Шолпан Зиганшина посетила Магадан осенью, в октябре. В бухте Нагаева спортсменка спрыгнула с катера МЧС и проплыла дистанцию в 1 км, ступив на песчаный берег у парка «Маяк». Там женщину встретили бурными аплодисментами, теплым пледом и горячим чаем. И бухту экстремалка выбрала неслучайно, ведь именно сюда приходили корабли с заключенными, памяти которых и был посвящен заплыв.
А дальше на Чукотку
В этот раз Магадан стал промежуточной точкой в проекте «От Приморья до Чукотки», в рамках которого Шолпан Зиганшина отправилась в путешествие автостопом из поселка Хасан от стелы «Три границы» в Приморском крае до крайней восточной точки Чукотского полуострова — мыса Дежнева.
— Во-первых, я хочу изучить Дальневосточный регион, который богат своей уникальной природой, а во-вторых, практически весь путь — это некая заминка перед самым сложным этапом от Колымы до Чукотки. Из своего опыта скажу, что это суперсложный экстремальный маршрут, тем более если идти в одиночку, как я, — отметила собеседница.
— Тяжело будет на отрезке Омсукчан — Омолон — Билибино, потому что если по основной трассе поток транспорта более-менее нормальный, то там абсолютно дикая природа и найти попутку достаточно проблематично. Плюс большое расстояние между населенными пунктами и суровый климат.
Надо сказать, что весь проект от начала до конца не просто экстремально сложный, но еще и достаточно опасный. В ожидании попуток есть риск встретиться с дикими животными.
В Приморье, например, много диких тигров и леопардов, которым из-за сокращения популяции кабанов не хватает еды, и они начинают выходить на дороги к людям.
— Когда я шла по Приморью и останавливалась в диких местах в вечернее время, я, действительно, начала побаиваться. Собирала хворост, чтобы сделать костер для утешения себя, хотя, случись встреча с тигром, мне бы огонь не помог. В Якутии и на Чукотке есть риск встретить белых медведей и полярных волков, — сказала Шолпан Зиганшина.
— Так что да, путь опасный, как и прохождение территории в холодное время года. И я не подготовлена к такому переходу в полной мере. При выходе на Омсукчан я, конечно, зарегистрирую свой маршрут в МЧС, но у меня нет ни спутникового телефона, ни сигнального огня, ни фальшфейера, ни даже ножа. Нет ничего, кроме теплых вещей и небольшого количества еды.
Случись беда, никто меня эвакуировать не будет. Я это понимаю и несу полную ответственность за свои действия. Но я не отступлюсь от своего проекта и буду стараться идти дальше, конечно, в рамках разумного. Я буду использовать автостоп по договоренности. Если смогу найти водителя, который едет в Омолон и будет готов взять меня, я поеду, если не получится, мне придется вернуться в Усть-Неру и оттуда добираться маршрутом Зырянка — Среднеколымск — Билибино.
Этот проект, по словам Шолпан Зиганшиной, отвечает на все ее запросы. Путешественнице крайне важно пройти этот путь самостоятельно, протестировать водоемы и холод на своем практическом опыте, чтобы понимать, как вести себя, как готовиться к холоду и как уберечь себя в нечеловеческих условиях.
— Холод — это такая субстанция, которая, если пользоваться ей без системы и понимания, сработает против тебя, поскольку это агрессивная среда для человека. Если же изучить его теоретически, изучить свое физическое состояние, возможности и правильно практиковать холод, не спеша увеличивая нагрузку, то добиться можно очень многого.
Когда это делается правильно, происходит колоссальное развитие. Лично я избавилась от многих зависимостей, у меня остановилось прогрессирование глазного заболевания. Я отпустила социальные якоря и ничуть не жалею, что осталась без жилья и без семьи. Человек приходит в этот мир в одиночку и уходит в одиночку. В жизни есть разные периоды, и в какой-то момент ты все равно остаешься один.
Холод помог мне обрести себя. Мне нескучно с самой собой. Пусть у меня за спиной один лишь рюкзак, но я счастливый человек. Холод для меня — это огромный биоресурс, который вправляет мозги, дает правильную энергию и открывает горизонты, — поделилась Шолпан Зиганшина.
Фото: Иван САГИНБАЕВ
0 комментариев