100 лет назад родился Герой Советского Союза и почетный гражданин Магадана Виталий Попков

В честь круглой даты вспомним о заслугах выдающегося летчика

100 лет назад, 1 мая 1922 года, родился советский летчик-ас, ветеран Великой Отечественной, дважды Герой Советского Союза и почетный гражданин города Магадана Виталий Иванович Попков. В годы Великой Отечественной войны заслуженный военный летчик СССР командовал эскадрильей истребителей Ла-5 «Комсомолец Дальстроя», построенной на средства, собранные тружениками Колымы. А после ее окончания стал одним из прототипов Маэстро из легендарного советского фильма «В бой идут одни старики». В честь круглой даты вспомним о заслугах выдающегося летчика и его «поющей эскадрильи».

РОЖДЕННЫЙ ЛЕТАТЬ

Виталий Попков родился в Москве, до совершеннолетия несколько раз менял место жительства, переселившись сначала в Сочи, потом в город Гагры в Абхазии, а затем вернувшись в Москву. Казалось, что в жизни юного Виталия нет места постоянству, но где бы он ни оказался, одно оставалась неизменным – его увлечение авиацией. Сперва он делал модели в аэроклубах, а затем поступил в Чугуевское военно-авиационное училище, в котором после выпуска роковой весной 1941 года остался инструктором.

В первые дни Великой Отечественной Попкова и его подопечных перевели в Батайскую авиашколу, а затем эвакуировали в Азербайджанскую ССР. Пять раз подряд молодой инструктор просил отправить его на фронт, и, в конце концов, прошение было удовлетворено. В решающий период войны, весной 1942 года, Попкова определили в 5-й Гвардейский истребительный авиаполк, в составе которого летчик прошел всю войну, от Ржевской и Сталинградской битв, через Донбасс и Днепропетровск, через Одер и Силезию к Берлинской и заключительной Пражской наступательным операциям. Именно в небесах над Прагой летчик встретил окончательную победу над врагом 12 мая 1945 года.

Хотя как вспоминал сам летчик, один из первых же вылетов мог оказаться для него последним. Свое боевое крещение он прошел на Смоленщине и там же в первый раз был сбит, когда, спасая командира, рванул наперерез вражескому штурмовику. Пули, предназначенные машине товарища, прошили его технику, и самолет загорелся, стал падать. Огонь и дым заполнили кабину. Охваченный пламенем Попков, выпрыгнул из машины на парашюте, упал в болото, не зная, на чьей он оказался территории. Летные очки и шлем спасли глаза и волосы, а лицо, шея и руки обгорели. С зажатым мертвой хваткой пистолетом Попков сутки брел через лес, пока не вышел к своим. Потом был госпиталь, лечение и побег в эскадрилью, о котором ветеран рассказывал так:

— Прилетел командир полка Герой Советского Союза Василий Зайцев, свой самолет он посадил во дворе, чем удивил госпиталь. С ним я и вернулся в эскадрилью. Тогда на моем счету было всего четыре сбитых вражеских самолета, и меня представили к ордену Красного Знамени. Но командующий Конев, посмотрев список, зачеркнул предлагаемую награду и собственноручно написал: к ордену Ленина. Вот с легкой руки маршала начался отсчет не только сбитых самолетов врага, но и наград, — вспоминал Виталий Иванович на встрече с колымчанами в 1985 году, когда его удостоили звания «Почетный житель города Магадана».

Хотя его дорога к Победе, безусловно, была трудна и опасна, в ней находилось место и веселым моментам. Например, свою первую победу в небе над бомбардировщиком Дорнье-217 Попков одержал в начале июня 1942 года, летая в подсменку с командиром эскадрильи Героем Советского Союза Ефремовым. По воспоминаниям самого летчика, в самолет он вскочил в фартуке, в котором чистил картошку, поскольку отбывал на кухне наряд за лихачество в воздухе, когда на аэродром налетел бомбардировщик в сопровождении двух прикрывавших «мессеров».

— «Дорнье» я сбил с первого захода. Немцам это не понравилось, и они ушли. Я приземляюсь, море восторга. Объясняю, что сбить самолет для меня — все равно, что плюнуть. А командир полка кричит: «Что же ты тогда еще и «мессеров» не прихватил?», — вспоминал об этом сам Виталий Попков.

Позднее этот эпизод, как и другие из жизни Попкова, был отражен в одной из сцен фильма режиссера Леонида Быкова «В бой идут одни старики» (1973), когда летчик без обмундирования – в трусах и майке — прыгает в кабину, чтобы сбить вражеский самолет недалеко от аэродрома. И этой сценой все не ограничилось, Виталий Попков стал одним из прообразов сразу двух персонажей: умудренного опытом неунывающего «старика» Маэстро и еще совсем «зеленого» Кузнечика.

СЕРДЦЕ ПРОСИТ МУЗЫКИ

Оптимизм вопреки всем несчастьям, сохранение разумного, доброго и вечного даже в горниле войны – это темы, что легендарной советской киноленте удалось раскрыть в полной мере. Множество фраз героев «В бой идут одни старики» разошлись на цитаты, став частью советского и постсоветского фольклора, а образ самих летчиков, что сойдя на землю, преображаются в искусный и бесконечно веселый оркестр, надолго запал в память зрителям. Но ведь и реальность была недалека от этого чудного образа.

В уникальной эскадрилье под командованием Виталия Попкова, действительно был создан любительский оркестр, после чего эскадрилью стали называть «поющей». Ведь, как справедливо замечал киношный Маэстро, «Кто сказал, что нужно бросить песни на войне?». «После боя сердце просит музыки вдвойне» — ответ его сослуживцев. И действительно, с песней в сердце 14 летчиков эскадрильи Попкова возвращались из каждого боя, а иногда начинали петь еще в небе. На встрече с колымчанами дважды Герой Советского Союза вспоминал о таком фронтовом эпизоде:

— Однажды в небе над Днепропетровском эскадрилья устроила немцам небесный джаз: сбили десять самолетов врага, я — три. Мой заместитель Сергей Глинкин, Герой Советского Союза, обратился с просьбой: «Можно, мы запоем? Есть настроение, удачный бой!». Я разрешил и в эфире раздалось: «Ой, Днипро, Днипро, ты широк, могуч!». Пропели песню от начала до конца, после чего в эфире прозвучал женский голос: «Спасибо, Маэстро!» я поинтересовался «За что? За концерт или за бой?». Тот же голос прошептал: «И за то, и за другое!», — рассказывал ветеран.

ДЛЯ КОМСОМОЛЬЦЕВ КОЛЫМЫ

Из 14 летчиков поющей эскадрильи 11 получили звание Героя Советского Союза. Каждый день они сражались за лучшее будущее, зная, что даже в самых удаленных районах Советского Союза их поддерживают. Так однажды они получили пополнение – 14 самолетов Ла-5, деньги на которые собрали далекие от фронта колымчане. Сперва с инициативой выступили работники прииска «Ударник», затем их поддержали рабочие Оротуканского и Магаданского ремонтных заводов, совхоза «Дукча», приисков «Большевик», «Бурхала» и «Мальдяк». Вот как вспоминал день получение истребителей сам Виталий Иванович:

— Полк стоял на аэродроме Коробчино. После митинга по случаю получения новых самолетов начальник штаба полка Калашников вызывал летчиков из строя для вручения машин. Я подхожу к столу, расписываюсь в получении именного «ястребка». А секретарь обкома комсомола, передавая формуляр, спрашивает: «Радуешься?». «Подарок комсомольцев, — отвечаю я, — эскадрилья отработает по-гвардейски...»

Так благодарные воздушные асы и написали тогда в Магадан:

— Мы отработаем, машины нас радуют!

И отработали, завоевали для колымчан и всех свободных людей Победу.

24 июля 1945 года командир поющей эскадрильи принимал участие в Параде Победы в Москве на Красной площади. После войны он стал курсантом Краснознаменной военно-воздушной академии в Монино, а в 1951 году с отличием ее окончил, успев отличиться и в ходе Корейской кампании в качестве заместителя командира дивизии у легендарного Ивана Кожедуба. Тогда Попков самостоятельно сбил 4 самолета и, кроме того, именно он принудил к посадке Б-29, на борту которого находилась секретная аппаратура.

За время же Великой Отечественной Виталий Попков, с его собственных слов, лично сбил 42 самолета с учетом протараненного 18 апреля 1945 года «Юнкерса» и еще 13 самолетов «срубил в групповых боях». После Кореи Попков продолжил обучение в Академии Генерального Штаба, по окончании которой в 1964 году ему была вручена золотая медаль. Всего за время учебы он освоил 25 типов самолетов и вертолетов. В 1968 году он стал генерал-лейтенантом авиации, и до увольнения по возрасту в 1989 году, воздушный ас продолжал служить Родине, занимая различные командные должности в Вооруженных силах СССР, где делился своим боевым опытом с молодыми летчиками и командирами.

За боевые подвиги, а также многолетнюю плодотворную работу по военно-патриотическому и интернациональному воспитанию молодежи Виталий Попков стал почетным гражданином не только Магадана, но также Киева, Одессы, Днепропетровска, Сочи, Гагр, Праги, Парндорфа, Вены, Будапешта, Братиславы и польского Красника. Умер легендарный летчик 6 февраля 2010 года.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +24

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.