Музей «Тихий Дон» на хуторе Старозолотовский

На хуторе Старозолотовский, что на правом берегу реки Дон, раскинулся этнографический музей под открытым небом «Тихий Дон». Здесь собраны уникальные исторические артефакты культуры и быта донских казаков одного из самых сложных периодов истории Российского государства-века времен гражданской войны и революции. Даже это место для расположения музея на хуторе Старозолотовский выбрано не случайно.

Оно очень похоже на места съемок фильма «Тихий Дон», режиссера Сергея Урсуляка, которые проходили на севере Ростовской области, в Шолоховском районе, где вблизь станицы Еланской, режиссером был воссоздан казачий хутор Татарский, описанный лауреатом Нобелевской премии по литературе — Михаилом Шолоховым в своём романе-эпопее.

999A6368

Напомню, четвертую по счету экранизацию «Тихого Дона» Сергей Урсуляк снимал на Верхнем Дону, в станице Еланской, хуторах Татарский и Малый Громчонок в 2014-2015 годах. Для этого были построены большие декорации: подворья Мелеховых, Астаховых, Кошевого, Мохова в натуральную величину. Съемки закончились в апреле 2015 года, и всех интересовал вопрос: что будет с декорациями фильма, которые очень точно воссоздавали казачий быт начала прошлого века?

Бросать их было жаль, а бюджетных средств на содержание тоже не было. И вот, чтобы эта история не пропала, сопродюсер картины Али Узденов предложил перевезти декорации на свою малую родину в Старозолотовский. Кстати, шолоховской темой он интересуется давно, даже несколько лет назад он был награжден медалью имени Михаила Шолохова за поддержку фестивалей и музеев казачества. Так и появился музей под открытым небом «Тихий Дон».

2.
IMG_0687

3. За этими воротами и начинается погружение в казачье царство на Дону.
999A5902

4. Дом-курень зажиточного казака.
999A5681

5. Тема цветов не покидает и здесь.
IMG_0658

6. Торжественное открытие музея под открытым небом «Тихий Дон» состоялось 21 апреля 2017 года.
IMG_0684

7.
IMG_0667

8.
IMG_0668

Оказывается, казаки виноград любили выращивать и делали это дело по особенному, формируя лозу с помощью специальной конструкции, называемой «донская чаша». Благодаря такому дедовскому способу, который прижился только здесь, старозолотовский виноград вызревал до сахарной грозди и стал настоящей золотой ягодкой для хуторян ещё триста лет назад.

Да, и сам сорт винограда был весьма уникальным — «Красностоп золотовский». Этот сорт высоко ценится у виноделов, например, фанагорийские вина изготавливают именно из этого донского сорта и теперь тоже выращивают на соседней Кубани. Он даёт напитку сильный вкус с насыщенной тёмно-рубиновой, почти фиолетовой окраской. Вот про это всё вам в музее тоже обязательно расскажут.

9. Вот она та самая «Донская чаша».
999A5701

А вот и главный секрет выращивания. Всё дело в том, что зимы в этих местах не подходят для виноградников, лоза вымерзает, скудно плодоносит и, самое главное, не набирает нужного сахара. А тогда подслащать вино сахаром никому в голову бы не пришло, нужна была именно вызревшая до медового аромата ягода. Тогда местные казаки заметили, что именно в этом месте, на совсем маленькой полоске земли на южном склоне Дона, виноград напитывается солнцем до нужной консистенции.

Чтобы гроздь наверняка набралась сахара, её стали укладывать особым образом, донской чашей. Своё название этот сорт получил за то, что стопой казаки называли место крепления виноградной грозди к лозе. Она розоватая, отсюда и красностоп.

10.
999A5692

11. Для ещё большего погружения, мы приняли участие в мастер-классе по написанию картин не красками, а тем самым вином.
IMG_20221028_175803

Выдвигались самые разные версии, откуда взялся здесь этот сорт винограда. И якобы казаки завезли уникальные саженцы на Дон после французского похода в 1812 году, и будто бы чубуки для разведения привозил на хутор лично император Пётр I, и находились даже дагестанские корни у донской лозы. В итоге сорт попал в руки швейцарского учёного-ампелографа Жозе Вуаймо, который изучил генетический профиль красностопа золотовского по двенадцати молекулярным маркерам, сравнив его ДНК-профиль с базой данных, содержащей профили более двух тысяч виноградных сортов со всех уголков планеты.

Совпадений не оказалось. Что и требовалось доказать: этот сорт является аборигенным и вывели его именно на Дону. В наше время Красностоп используется для производства красных марочных и столовых вин и в качестве составной части в купаже сладких игристых вин.

12. Ляпота, и рисуй, и пей. Для создания картин используются автохтонные донские вина. Они наносятся на бумагу в технике схожей с письмом акварелью. Вино со временем меняет цвет. Когда вы заканчиваете свою картину, начинают действовать процессы ферментации и окисления. Это и позволяет достичь неповторимого результата!
IMG_20221028_190859

13. А ещё в местных загашниках есть даже лавандовое вино, 1 200 рублей за бутылку. И тоже из местного сырья, тут в Старозолотовской целые поля лаванды посадили. Пили такое?
IMG_20221028_182413

Казаки свой виноград любили, ценили и даже знакомясь первым делом спрашивали количество виноградных кустов в хозяйстве. Если у нового товарища их было сто-сто пятьдесят, то значит человек не солидный. Двести-триста — иметь дело можно. Семьи, у которых было от 500 кустов, уже были на хорошем счету.

Были и такие, у которых стояло по тысяче донских чаш. Все склоны рядом со Старозолотовским были в таких виноградниках. Это позволяло хуторянам хорошо зарабатывать, все жили зажиточно, одни больше, другие меньше, но никто не бедствовал, за что местных казаков недолюбливали соседи.

14.
999A5744

15.
999A5705

Музейные курени здесь воссозданы с документальной точностью. Шолохов в «Тихом Доне» описывает жизнь и быт трех казачьих семей — бедняков, середняков и зажиточных. И тут постарались воспроизвести то, как жили Мелиховы, Астаховы и Коршуновы, с их дворами и утварью.

16. Курень Мелиховых.
999A5713

17.
999A5731

18. Иван Черненко, сразу видно, любит рассказывать и знает историю здешних мест.
999A5764

19. На этой стене висят костюмы актёров «Тихого Дона».
999A5775

На строительство музея ушло два года. Прежде чем начать разбирать каждый дом и постройку, ее тщательно фотографировали и замеряли. Так получился внушительный фотоархив декораций. Дома Астаховых, Мелеховых и Коршуновых разобрали на части. Поскольку временные декорации были из пенопласта и фанеры, то перевозили лишь главные, становые части, балки, ворота, ставни.

В Старозолотовском курени строили основательно, из блоков, а штукатурку затирали руками, как в свое время казаки. Дом Коршунова, богатого казака, восстановили как в романе, он с тремя входами. Крышу сделали из состаренной меди. Чтобы в доме можно было даже жить, сложили печь-грубку. Теперь даже в самые холодные зимы здесь тепло.

20.
999A5784

21.
999A5747

Вот и получается, что это не просто декорации одноименного последнего фильма из станицы Еланской, где они стояли заброшенные и их потихоньку растаскивали местные жители. Это заново отстроенные дома, курени казачьи на основе декораций. Просто декорации начали ставить в хуторе, а они сделаны из картона и фанеры. И тогда Али Муссаевич Узденов принимает решение воссоздать самые настоящие казачьи жилища.

И это очень правильный ход, ведь теперь мы, туристы, можем войти в них. Осмотреть и увидеть, как жили казаки прошлого столетия. Стоит только отметить, что из-за того, что площадки разные были по площади под подворья (музей на холме и земля тут террасами), подворья Астаховых и Мелеховых поменяли местами.

22.
999A5753

23.
999A5762

Кстати, дома не только внешне, но и внутри обустроены по старинным технологиям. У них не только камышовые крыши, которые летом создавали прохладу, а зимой — удерживали тепло, но и глинобитные полы. Раньше хозяйки раз в неделю, а то и чаще проходились по полам затиркой — разводили глину с водой и такой кашицей их «поновляли».

В итоге, пол утрамбовывался, блестел, по нему можно было ходить босиком. В нашем случае на создание полов ушло около двадцати тонн глины, а секретный компонент поставлял хуторской мерин Кузьма. Сколько же тонн навоза и соломы, вообще не сосчитать. Художницы из Семикаракорска расписали резные ставни и наличники, а также изразцы старинной печки. Ни один из рисунков не повторяется.

24.
999A5725фф

25. Подворье Астаховых.
999A6155

26.
IMG_0817

27.
999A6170

28. Курень Астаховых.
999A6160

29. Ещё один мастер-класс, который можно здесь получить по-быстрому, это создание куклы «Крупеничка». Именно эта кукла оберегает достаток дома, хранит семью от голода.
999A5823

В домах можно увидеть подлинные предметы быта донских казаков (прялки, мебель, посуду и прочую утварь). Интересно увидеть в интерьере среди старинных фотографий состаренные фотографии актёров, сыгравших главных героев, в рамках, стилизованных под ту эпоху.

30.
999A5806

31.
999A5801

32.
999A5812фф

«Курень» в переводе с тюркского языка означает «круглый дом». Обычно в донском казачьем курене было 4 комнаты. Они все были смежные, сообщались по кругу. То есть из одной комнаты дверь вела в соседнюю, из той — в другую и т.д. По кругу можно было обойти весь дом, поэтому его и назвали «курень».

33.
999A6183

34. Подворье Коршуновых.
999A6403

35. На фоне домов Мелеховых и Астаховых дом Коршуновых конечно же выделяется.
999A6204фф

36.


999A6206фф

37. Смотрите, какая находка. Если актер не очень справлялся, ему помогал лежа более опытный товарищ.
999A6209

38. У Коршуновых было много роскошных по тем временам вещей: зеркало, ковры, фарфоровая посуда и часы.
999A5837

39.
999A5873

40. Дом Коршуновых не только самый богатый, в нем есть ещё и действующая печь.
999A5882

41.
999A5849

В поисках казачьей старины организаторы исколесили все верхнедонские станицы. Шкафы, прялки, деревянные корыта и жернова, плотницкий инструмент, — старались покупать всё, что возможно.

42.
999A5851

43.
999A5845фф

44.
999A6232

45. Голодными и в этот раз нас отсюда не отпустили. Мы готовили казачью походную кашу — Кулеш. Это такая бурда, и каша, и суп с пшенкой с овощами с заправкой из сала.
999A6270

В 15 веке, кулеш стал главным блюдом казаков и до сих пор, при «вылазках» на природу, многие готовят это блюдо, правда, в уже измененном виде. Название впервые зафиксировано в русском языке в 1629 году.

46.
999A6311

Кулеш раньше подавали и в будни, и в праздники, ели в дни поста с картофелем и в скоромные дни, приправляя салом. Работая в поле, крестьяне весь день ели кулеш и запивали квасом. Крупу в этом крестьянском рецепте заменяли прикорневые части рогоза и других съедобных водяных растений. В Белоруссии бытовал вариант с картошкой и луком, а на Полтавщине и Черниговщине – с гречкой.

Существует рецепт кулеша с пшеном и раками, — у блюда интересный аромат, а крупа приобретает красивый цвет от панцирей. Есть рецепты кулешей с грибами, с рыбой, с печенью, кулешика из тыквы. Вспоминают и про «байбачий кулеш» — с мясом крупного степного грызуна. Не свинина, конечно, но на безрыбье, как говорится, и байбак – мясо что надо.

47.
999A6319фф

Одно из главных достоинств то, что его можно варить в полевых условиях, в котлах, на кострах. Мало того, именно приготовленный на костре, он особенно вкусен: блюдо напитывается бархатным ароматом дыма, и на свежем воздухе съедается в считанные минуты. А готовить его можно буквально из всего, что попадется под руку, главное, чтобы в наличии были главные составляющие — пшено и сало.

48.
999A6341фф

49.
999A6359

50. Эх, поездка точно удалась, а приготовленый кулеш ушёл на ура, тем более, что он был подан в посуде, сделанной на АО «Семикаракорская керамика»!
999A6354

51. А в качестве резюме добавлю, читайте и перечитывайте великое произведение Михаила Шолохова, смотрите фильм Сергея Урсулюка «Тихий Дон», и приезжайте сюда в гости.
999A6383

 

источник

  • avatar
  • .
  • +4

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.