Тайны фонтана "Дружба народов" на ВДНХ


Фонтан «Дружба народов», 1954. Фото С.О. Фридлянда
 

Сельскохозяйственное изобилие

Фонтан «Дружба народов» — одна из главных достопримечательностей ВДНХ. Сооружение, как и его сосед «Каменный цветок», потребовалось, чтобы связать вместе все постройки восьмигранной площади во время реконструкции выставки в начале 1950-х. Правда на месте второго фонтана тогда предлагали разместить памятник И.В. Сталину высотой 35 метров. Но художественный совет посчитал, что монумент вождю здесь будет смотреться некрасиво из-за особенностей рельефа. Поэтому землю отдали под ещё один фонтан.


Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ, 2022.

Проект «Дружбы народов» создавали архитекторы Константин Топуридзе и Григорий Константиновский. По эскизам первого зодчего построили три моста через Яузу. Лефортовский и Госпитальный открыли в 1940 году, а Костомаровский в 1941-м. Среди историков есть версия, что проект фонтана неслучайно вышел таким вычурным, с огромным количеством позолоченных украшений. Задание от чиновников было таким: показать советское продуктовое изобилие. Однако в реальности дела с продовольствием в стране обстояли не так роскошно. То есть Топуридзе, возможно, сознательно хотел сделать настолько шикарный фонтан, что смотрелось бы это уже несколько абсурдно. Однако это лишь гипотеза. Какой была настоящая #история, сказать сложно.


Фонтан «Дружба народов». Помимо скульптур, видно и другие украшения, из которых били струи воды. В целом, некоторые специалисты считают, что здесь очевидно влияние фонтанов Петергофа на итоговый вариант К.Т. Топуридзе. Фото 1954 года. Автор С.О. Фридлянд.

В середине фонтана расположили круглый постамент. В его центре сделали сноп пшеницы из позолоченной меди, который воплощал в жизнь скульптор В.П. Гаврилов. Высота украшения составила почти 7,5 метров. А если считать вместе с постаментом, то конструкция была ещё на 5 метров выше. Форму снопа выбрали, потому что на видимом расстоянии находился павильон «Земледелие». Здание оформили в таком же стиле. Поэтому водное украшение должно было ему соответствовать.

 

Тайна 16 фигур

Вокруг снопа расположили статуи девушек-колхозниц. Каждая из них должна была воплотить образ какой-то республики Советского Союза. Первоначально хотели привлечь настоящих тружениц полей. Однако от идеи отказались — почти никто из колхозниц не выглядел, как идеальная и утончённая женщина. Поэтому решили, что позировать скульпторам З.В. Баженовой, А.И. Тенета, И.М. Чайкову и З.В. Рылеевой будут представительницы более творческих профессий. Каждая статуя должна была передавать черты республики через детали национального костюма и сельскохозяйственные атрибуты. В руках были растения, фрукты, злаки и т.п., которыми славились субъекты СССР.


Скульптура РСФСР. В руках у девушки пшеница. Фото 2015. Здесь и далее использую фото до реставрации, потому что обновлённые скульптуры настолько золотые и яркие, что ничего не разглядеть.


Украинская ССР. В руке у девушки пшеница, виноград и подсолнухи.


Узбекская ССР. В левой руках у девушки хлопок.


Белорусская ССР. У девушки в правой руке яблоко, в левой — лён.


Литовская ССР. В правой руке цветы и дубовые листья, в левой — лён и ячмень.


Латвийская ССР. В правой руке сноп пшеницы.


Таджикская ССР. В правой руке хлопок.


Карело-Финская ССР. В левой руке цветы. Под ногами хвойное дерево.


Армянская ССР. В руках виноград.


Молдавская ССР. В правой руке кукуруза.


Киргизская ССР. В руках хлопок и цветы.


Азербайджанская ССР. В руках хлопок.


Казахская ССР. В руках пшеница.


Туркменская ССР. В руках хлопок.


Эстонская ССР. В национальном костюме острова Муху. Третьего по величине в республике.


Грузинская ССР. В руках у девушки виноград.


К сожалению, до сих пор неизвестны все натурщицы. С уверенностью можно говорить лишь о трёх девушках. Прообразом «Туркмении» стала пианистка Гозель Аннамамедова. Черты лица для «Эстонии» позаимствовали у балерины Вирве Кипле-Парсаданян. А Грузию слепили с жены поэта Михаила Светлова, Родам Амирэджиби. В интернете можно встретить информацию и о четвёртой натурщице, которая позировала для статуи «Армения». Якобы это была балерина Елена Мартиросян. Однако убедительных доказательств этой версии нет. Также в некоторых источниках можно встретить фотографии из мастерской с Антониной Гладниковой, женой художника-постановщика «Мосфильма». Возможно, её черты использовали для создания скульптур Украинской и Карело-Финской ССР.

Интересно и расположение скульптур. Они стоят не в алфавитном порядке, а по убыванию численности населения. То есть за основу взяли перечисление в статье 13 Конституции СССР 1936 года (редакция от 25.02.1947). Хотя Молдавская и Киргизская ССР выбиваются из этого списка. Они стоят не на своих местах. Кроме того, статуй больше, чем советских республик. Хотя на момент открытия всё было верно. Однако в 1956 году Карело-Финская ССР вошла в состав РСФСР. Таким образом республик осталось 15. Но скульптору с фонтана убирать не стали, чтобы не нарушать облик сооружения. Для отделки остальных деталей фонтана (постамент, края) использовали красный гранит.

 

Красота — упадок — возрождение

Помимо художественного замысла, в фонтане воплотили непростую инженерную идею. В центральной части, то есть под скульптурами, разместили большую насосную станцию. Её помещение соединили подземным тоннелем с цокольным этажом павильона «РСФСР» (ныне №71). Там устроили обслуживающую фонтан трансформаторную станцию. За выброс воды отвечали насосы мощностью 550 квт. Это позволяло обеспечивать высоту струй такую же, как и у окружавшей застройки. Кроме того, их интенсивность периодически менялась.


Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ в 1968 году.

В качестве дополнительного визуального элемента использовали освещение фонтана. Оно включалось вечером. К сожалению, с годами инженерные системы износились. Фонтан стал работать ограниченное время. Кроме того, сами конструкции пришли в негодность. С начала нулевых обсуждали возможную реконструкцию «Дружбы народов». Однако исправить ситуацию с подачей воды удалось только в 2017-м.


Ночная подсветка фонтана, 1954.


Ещё одно фото с подсветкой, но здесь уже нет струй воды в центральной части фонтана, 1954. Фото А. Гаринина


Фонтан без воды перед началом реконструкции, 2017.


Кстати, происхождение названия, «Дружба народов», до сих пор вызывает вопросы. Как это случилось, точно не известно. В проектах указывались наименования «Главный фонтан» и «Золотой сноп». Есть версия, что итоговый вариант подсказали сами москвичи уже после открытия в 1954 году, а руководству он понравился. И к 1957-му, когда в столице завершился Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, фонтан окончательно сменил официально имя на народное.

 

Немного о современном

Полную реконструкцию фонтана завершили в апреле 2019 года. Он стал блестеть, а бронзовые скульптуры приобрели невероятный золотой отлив. Быть может, слегка излишний. На фотографиях, да и вживую тоже, стало труднее различить черты лица девушек и детали костюмов.


Посмотрите на скульптуру РСФСР. Трудно разглядеть детали статуи. Очень ярко.


Фонтан с обновлённой после реконструкции подсветкой. Здесь можно увидеть белый, синий и красный. Фото 2020 года


Однако главное, что общая картинка выглядит хорошо. Обновлённое цветное освещение также смотрится красиво. В итоге можно сказать, что сооружению вернули былое архитектурное величие. И сегодня фонтан «Дружба народов» по-прежнему считается одним из символов ВДНХ.

 

©

  • avatar
  • .
  • +11

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.