Как закалялась сталь⁠⁠

 

Я узнала, что роман Николая Островского «Как закалялась сталь» включили в школьную программу.
 
Говорят, что это вызвало непонимание среди учителей и родителей. Более того, я прочитала мнение одного эксперта, который высказывает скорее отрицательную оценку этого события. Учителям, говорит он, придется сначала выделить время, чтобы самим прочитать это произведение, а затем их нужно обучить, как его преподавать.
 
Странно, я думала, что в этом и состоит работа педагога по литературе — текст прочитать и проанализировать с учетом критики и педагогики. Наверно, эксперт имел в виду, что произведение Островского давно забыто, не обладает высокими литературными характеристиками и наполнено идейными смыслами советской эпохи начала XX века.
 
Но подождите, Солженицын же с «Архипелаг ГУЛАГ» включен в школьную программу. Хотя это вообще некий своеобразный жанр — художественное исследование, которое также отражает личный опыт автора и его же идеологию.

Почему же Солженицын — это ок, а Островский, недостойно усилий учителей по анализу и учеников по прочтению? Ведь «Как закалялась сталь» — это книга очевидца и участника событий 1914–1924 годов в Украине. В ней описаны оккупация немцами, Петлюра и поляки, которые не хотели упускать Украину, а также рабочие и солдаты, которые встали на сторону красных. Смещены акценты? ну и что? У Солженицына разве по-другому?
 
Роман, кстати, про уважительное отношение к женщине, и, не побоюсь этого слова, про равноправие. Про то, что отношения — это про романтику и чистоту, а не про пошлость и насилие.
 
Павел Корчагин — он же проходит трансформацию, учась, живя, вступая в отношения. И он формулирует смыслы, признает ошибки. Что плохого в том, что наши дети будут знать о том, что для достижения цели нужно ставить эту цель выше себя и гореть ею? Мне кажется, нынешнему поколению это совершенно не помешает.
 
Островский сам является реальным примером воли и характера: в 18 лет стал инвалидом, в 23 полностью парализованным, в 24 он полностью ослеп. Он болел сыпным тифом, пневмонией, несколько раз возвратным тифом, у него было несколько тяжелых ранений и травм.
 
Он выстрелил себе в сердце, когда узнал, что лечения нет. Но пуля прошла через верхушку легкого и он выжил.
 
И решил, что будет жить и писать книги: человек, которому сказали, вам учиться еще и учиться, чтобы писать. Инвалид, который был вынужден корябать буквы одной, еще не парализованной рукой по трафарету. А после того, как отказала рука и окончательно угасло зрение — по памяти надиктовывать книги. «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной» (Ц).
 
Вы скажете, идея, социалистический реализм, формализм, текст существенно отредактирован. Подумайте о другом. В СССР эта книга была одной из самых популярных — к 1991 году ее общий тираж составил фантастические 53 миллиона. Всем известный «Тихий дон» Шолохова (лауреат Нобелевской премии) был издан 20 млн. тиражом.
 
Задайте себе вопрос — почему? и прочтите ее.
 
«Жизнь дается всего один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...» (Ц)

  • нет
  • avatar
  • .
  • +13

Больше в разделе

  • В Раменском директор школы криком и упреками сгоняла детей петь гимн России, потому что они опоздали на линейку. По её мнению, переодеваться и даже двигаться во время исполнения песни строго...

1 комментарий

avatar
Жизнь дается всего один раз,
общий тираж составил фантастические 53 миллиона
Уж не за это ли он был так наказан?
  • 1GR
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.