Названы виновные в обледенении самолета S7 рейса Магадан – Новосибирск

Росавиация указывает на ошибку экипажа и персонала аэропорта

Экипаж самолета авиакомпании S7 и персонал аэропорта Магадана не соблюли концепцию «чистого самолета» и не очистили фюзеляж от снега перед полетом.

К таким выводам пришла Росавиация по итогам расследования серьезного инцидента с самолетом S7, следовавшим рейсом Магадан-Новосибирск 2 декабря 2021 года. «Ведомости» ознакомились с копией отчета Росавиации за подписью главы ведомства Александра Нерадько. Источник в Росавиации подтвердил подлинность документа.

Напомним, что пассажирский Airbus авиакомпании S7 вылетел из Магадана в Новосибирск 2 декабря, но столкнулся с проблемой обледенения и после продолжительных маневров и смены курса вынужденно сел в Иркутске.

По данным, полученным с параметрического самописца Airbus, сообщал «Коммерсантъ», лайнер с пассажирами раскачивался из стороны в сторону, выполняя крены до 47 градусов, задирал нос, отклоняя его от горизонтали на 44 градуса, и мгновенно опускал его, устремляясь к земле, буквально падал, теряя за четыре минуты около 2,5 км высоты, и медленно набирал ее снова. В какой-то момент Airbus совершил почти полный разворот, резко изменив курс более чем на 180 градусов.

На борту находилось 199 пассажиров, не считая членов экипажа.

ЧТО ЖЕ ТАМ ПРОИЗОШЛО?

Согласно отчету Росавиации, перед вылетом самолета в условиях ливневого снега экипаж принял решение очистить от осадков и обработать противообледенительной жидкостью только поверхности крыла и стабилизатора.

— Требование об удалении снега с верхней поверхности фюзеляжа и носовой части самолета ни экипажем самолета, ни наземным персоналом аэропорта не выдвигалось. Такое решение было объяснено расчетом на то, что снег «пушистый» (не мокрый, температура наружного воздуха минус 10 градусов) и он сам слетит в процессе взлета, – отмечается в документе. — Ни одна из сторон не настаивала на необходимости обработки фюзеляжа самолета от снега.

Вскоре после начала полета из-за нарастания льда перед приборами на фюзеляже показатели скоростей в кабине пилотов разошлись, система управления переключилась в режим «direct» и экипаж вынужден был пилотировать борт вручную, что и привело к ранее описанным маневрам и вынужденной посадке в аэропорту Иркутска.

Опрошенные Росавиацией сотрудники аэропорта добавили, что обработку фюзеляжа перевозчики заказывают «редко», как правило, для самолетов, у которых двигатели расположены в задней части, или «местные перевозчики после длительных стоянок самолетов».

A321 S7 находился на стоянке под ливневым снегом 2,5 часа. S7 временно отстранила экипаж от рейсов и пообещала ужесточить контроль обслуживания бортов в магаданском аэропорту.

Из отчета следует, что решение не удалять снег с фюзеляжа не отвечает концепции чистого самолета: в авиации не допускается поднимать борт в воздух при наличии на его критических поверхностях каких-либо загрязнений, в том числе снежно-ледяных отложений. Экипаж и персонал аэропорта не учли, что снег с верхней части фюзеляжа растает во время разгона, вода стечет вниз, и образует «барьерный» лед перед важными приборами – приемниками полного давления. В результате приборы неточно фиксировали показатели скорости, что и вывело из строя системы судна.

Росавиация также отметила, что во время пилотирования в режиме ограниченного функционирования системы управления командир самолета «допустил несоразмерные отклонения органов управления, что привело к сваливанию». А оператор спецмашины ПОО не проконтролировал расход противообледенительной жидкости для обработки крыльев – вместо положенных 230 литров было использовано только 99 литров.

ОТМЕТИМ

Регулятор рекомендовал руководству аэропорта Магадана и менеджменту S7 контролировать соблюдение сотрудниками концепции чистого самолета. Персонал аэропорта должен уметь самостоятельно принимать решения о необходимости противообледенительной обработки и «настаивать на ней, даже если экипаж судна отказывается от нее». В свою очередь, экипажи S7 должны будут контролировать отсутствие снега или слякоти на передней части самолета перед взлетом.

Росавиация также напомнила, что в России до сих пор нет утвержденных федеральных авиационных правил о наземном обслуживании самолетов. Требования о разработке этих правил были включены в Воздушный кодекс еще в 2015 году. Минтрансу поручено ускорить их разработку. Пока же «это способствует низкому качеству организации наземного обслуживания», уточняется в документе.

В ТЕМУ

Представитель S7 Тамара Никифорова сообщила «Ведомостям», что после инцидента перевозчик провел внеплановый аудит наземного обслуживания в аэропорту Магадана и выявил много проблем. Она подтвердила, что для обработки борта «аэропорт использовал 99 литров жидкости вместо требуемых 230 литров», и добавила, что ее вязкость была ниже нормы. Это может приводить к тому, что жидкость «хуже удерживается на поверхности самолета», говорит Никифорова.

S7 также предложит своим пилотам пройти дополнительные практические тренировки и включит в программу учебные видеоматериалы по управлению самолетом в сложном пространственном положении, уточнила представитель авиакомпании. При этом она настаивает, что в S7 приняты «жесткие требования» наземного обслуживания самолетов для обеспечения концепции чистого воздушного судна.

— В зимний сезон в авиакомпании проходит более 8000 противообледенительных обработок с полным соответствием данной процедуре. Из них более 500 в месяц в Сибирском и Дальневосточном регионах, – заявила Тамара Никифорова.

Фото © ТАСС / Александр Щербак

источник

  • avatar
  • .
  • +4

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.