Как «Джавелин» разорвал Т-72 на куски
В ТОПе ЖЖ сейчас висит фейковый хохло-пост о том, как Javelin разрывает российский танк Т-72 на части. Самое смешное, что пост проиллюстрирован фото, которое уже разоблачали еще год назад.
То есть хохлы из ИПСО жуют старую портянку, ахахаха.
Причем корни этой враки растут из старого, появившегося еще 10 лет назад рекламного видео Lockheed-Martin, вот этого:
В стремлении к зрелищности американцы перестарались, и заложили в танк слишком большой заряд взрывчатки. Это было настолько очевидно, что вызвало скандал, и впоследствии представители Lockheed Martin сами признались, что конкретно для создания этого видео использовался даже не настоящий танк, а его макет.
Но в процессе скандала пиарщики Локхида как раз и обнародовали то самое фото взорванного на полигоне русского танка, которое теперь бодро постят украинские пропагандисты. Естественно, довольно быстро было доказано, что фото не имеет отношения к показанному на видео «поражению русского танка ракетой Javelin».
Отдельно можно вспомнить передачу канала Discovery, посвященную как раз FGM-148 Javelin. Там возможности американского ракетного комплекса демонстрировались без каких-либо спецэффектов и в замедленной съемке. Ни о каком разрывании бронетехники на запчасти там и речи не идет.
При этом тяжелые ракетные комплексы (например, американский BGM-71 ТOW) действительно способны нанести бронетехнике исключительно фатальные повреждения, в том числе – оторвать башню. Однако о разрыве конструкции танка речи все равно не идет.
Дело в том, что заряд у Javelin слабый, да еще и калибр всего 127 мм против калибра 152 мм, не случайно принятого у тяжелых ПТРК типа «Корнет» и TOW. Длина кумулятивной струи прямо зависит от диаметра кумулятивной воронки и составляет 1,5-4 калибра ПТУР, так что бронепробиваемость Javelin не превышает 600 мм брони, чего вообще-то недостаточно для прямого преодоления даже обычной лобовой брони у современных модификаций Т-72 без динамической защиты. Поэтому (а также из-за срабатывания активных защит класса «Дрозд», выставляющих навстречу летящей ракете завесу из осколков) Javelin пытается атаковать бронетехнику как бы сверху, по вот такой траектории:
Разумеется, это в США считается секретным материалом, но в мельчайших деталях вопрос траектории Javelin описан в работе Джона Харриса и Натана Слегерса, представляющих университеты Джорджии и Алабамы, при этом траектории получены по данным с радара на реальных стрельбах.
Однако мало кто знает, что поражение защищённой цели современными облицованными кумулятивными зарядами, особенно тандемными, как у Джавелина, достигается действием короткой кумулятивной струи небольшого диаметра с летящим в её основании материалом облицовки кумулятивной воронки. Материал облицовки создает давление в несколько тонн на квадратный сантиметр, что превышает предел текучести металлов и продавливает (не «прожигает», как думают дилетанты) небольшое отверстие диаметром до 80 мм в броне. Весь наблюдаемый визуально взрыв кумулятивного заряда происходит до брони и избыточное давление и температура не могут проникнуть через небольшое отверстие внутрь танка, и не являются основными поражающими факторами. Устанавливаемые внутри танков датчики давления и температуры не фиксируют существенного фугасного или термического воздействия после пробивания брони кумулятивной струей.
Основной поражающий фактор такого кумулятивного заряда — это отрываемые изнутри осколки и капли брони. При этом более тонкая броня крыши с одной стороны позволяет легче её пробить кумулятивным зарядом, но с другой стороны сокращает количество осколочного материала, уменьшая степень поражения экипажа и оборудования танка.
Фактически, как показал опыт боев, проделывание дырки в крыше танка современным кумулятивным зарядом в лучшем случае поражает одного из членов экипажа (если дырка оказалась прямо над ним), при этом остальные члены экипажа даже не получают контузию, и лишь кратковременно дезориентируются из-за заполнения внутренности танка «дымом» из распыленных в мельчайшую пыль частиц обшивки.
Вы наверняка видели кадры из Сирии, на которых после попадания в танк гораздо более мощного, чем у Джавелина, заряда ракеты TOW с танком не происходит вообще ничего, экипаж открывает люки и покидает танк, поскольку принимает «дым» за симптом возгорания. Танк остается вполне боеспособен и впоследствии продолжает воевать.
Чтобы добиться возгорания боекомплекта (точнее, пороховых зарядов) на танке Т-72 или Т-90 — танк необходимо поразить в борт (причем в определенную довольно узкую зону над катками гусеницы), либо сзади-сверху в определенную еще более узкую зону возле среза башни. Однако уязвимая сверху зона у Т-72Б сейчас уже прикрыта дополнительной броней и всяким хламом, навешанным на башню сзади:
У современных версий Т-90М эта зона закрыта гораздо капитальнее и непоражаема.
В любом случае для попадания Джавелином в это место надо использовать его тогда, когда танк Т-72 располагается кормой к оператору ПТРК.
Но даже в этом случае, даже при возгорании пороховых зарядов, разрушения танка Т-72 не происходит. У него даже башню уже не срывает, хотя экипаж, конечно, погибает. Опять же из Сирии есть множество съемок, когда Т-72 поражают РПГ из домов сверху как раз в уязвимую зону, заряды возгораются, пламя вырывается из незаблокированных верхних люков танка — и на этом всё, танк внешне остается совершенно целым.
На части разрывает только украинские Т-64. Потому что у них корпус сварен из обычной котельной стали вместо брони. Вот характерный вид такого танка:
Видите — давлением пороховых газов у него вырвало бортовой лист прямо по сварному шву, даже башню не оторвало.
Впрочем, есть и кадры с Т-64, разорванными на куски — это, как правило, следствие попадания в них гаубичного 152-мм фугасного снаряда. Снаряд прилетает почти сверху, легко проламывает верхнюю броню — и взрывается внутри танка. Сколько взрывчатки внутри русского 152-мм фугасного снаряда — можете погуглить сами и понять, насколько его разрушительная мощь отличается от ракеты ПТРК Javelin.
Между прочим, ракеты Javelin (как и все кумулятивные боеприпасы) не эффективны для разрушения капитальных фортификаций, так как небольшие отверстия от кумулятивной струи наносят им незначительный ущерб. Термобарических БЧ для Джавелина нету. Поэтому и произвести такие разрушения танка, как на фото — Джавелин не способен.
А вот вам еще веселый рекламный ролик, на этот раз ракеты TOW, примененной по танку Т-72Б:
Нетрудно заметить, что ракета взрывается НАД танком, внешне — не причиняя ему никакого вреда, после чего танк взрывается изнутри сам. Создателями рекламы это объясняется применением ракеты TOW 2B Aero, в которой имеется две БЧ с ударным ядром, стоящим под 90 градусов к оси ракеты.
Две БЧ используются для того, чтобы повысить вероятность повреждения танка.
Здесь, разумеется, демонстрируется всё тот же подлог с заранее набитым взрывчаткой танком. Я нисколько не сомневаюсь, что TOW 2B способен пролететь над танком и поразить его сверху своими кумулятивными зарядами с ударным ядром. Такие ударные ядра проделают в верхней броне танка пару отверстий, диаметром примерно 4-6 сантиметров, однако вероятность возгорания пороховых зарядов в танке при этом незначительна, даже несмотря на облицовку зарядов TOW 2B Aero танталом, и уж точно не будет таких вот пиротехнических эффектов.
При этом, чтобы вы себе представляли, TOW — это вот такая бандура:
Это действительно мощный ПТРК, однако применение в Сирии показало, что как раз версия TOW 2B против танков Т-72 и Т-90 даже старых моделей малоэффективна, и американским марионеткам пришлось перейти на старую версию TOW, пытаясь поразить танки в борт. Потому что попадания во фронтальную проекцию даже для старых моделей Т-72 обычно не выводило их из строя, а применение более новых Т-90 с динамической защитой показало, что спереди они для TOW практически неуязвимы.
В настоящее время в производстве находятся следующие модели: TOW 2A (BGM-71E), поступившая в производство в 1987 году (произведено более чем 118 000 ракет); TOW 2B (BGM-71F) поступившая в производство в 1991 году (произведено более чем 40 000 ракет), а также небольшие количества TOW 2B Aero и специальной версии TOW 2A (BGM-71H) для разрушения бункеров.
В частности, контракт на производство 976 ракет TOW 2B Aero был заключен в феврале 2004 года, поставки начались в декабре 2006 года. И судя по всему, сверх этого количества их не производили — уж больно они дорогие, и не показали критического роста эффективности.
Возвращаясь к FGM-148 Javelin, нам, чтобы не впадать в грех хохлизма, следует понять — зачем же он вообще американцам понадобился, если у них есть TOW, и оный TOW вполне сносно себя показал.
Так вот — дело даже не в громоздкости и тяжести установки TOW. Хотя, конечно, американцам хотелось иметь систему, которую мог бы переносить с места на место один боец. Главное было в другом — русские нашли противоядие от ПТРК с низкой траекторией полета. Речь идет о КАЗ класса «Дрозд-2» и «Афганит», выбрасывающих в направлении приближающейся ракеты облака осколков. Облако осколков расходится под углом около 30 градусов, поэтому никакие маневры с приподнятием линии визирования не помогают избежать поражения — и американцам пришлось поднимать ракету высоко вверх, а это в свою очередь потребовало переноса наведения на саму ракету и усложнения алгоритма распознавания цели и наведения.
Схема «выстрелил и забыл» при этом получилась сама собой, она вообще-то не была самоцелью при создании «Джавелина».
Но всё это потянуло за собой то, что в ракете осталось очень мало места и запаса по массе для боевой части. БЧ у Джавелина слабая, поэтому пришлось атаковать танк в крышу.
При этом американцы прекрасно понимали, что если русские заметят пуск ракеты, то они просто выставят дымовую завесу (Джавелин летит достаточно медленно, до цели на дистанции в 2 километра ему лететь около 20 секунд, этого более чем достаточно, чтобы среагировать). Тогда ракета тупо не увидит цель, скрывшуюся в дыму.
Американцы не были совсем дураками, и приняли меры для того, чтобы этого не произошло. Во-первых, они применили малодымный двигатель на самой ракете, и пуск ракеты специальным «мягким» разгонником, чтобы сделать пуск менее заметным. Впрочем, стрелять Джавелином из окопа или здания всё равно нельзя, выхлоп сожгёт оператора. Во-вторых, они применили инфракрасную головку наведения, работающую в диапазоне «около 14 мкм» (на самом деле — 8-12 мкм), который не перекрывают обычные дымы (например, от старых дымовых шашек 3Д6).
Ну что же — первое, что сделали русские, это просто заменили шашки 3Д6 на 3Д17, дым которых поглощает излучение в диапазоне до 14 мкм включительно. И не просто поглощает, но еще и создает паразитные тепловые пятна из разлетевшихся по земле догорающих «таблеток», от чего у ГСН Джавелина едет крыша (ее матрица убога, всего 64×64 точки, причем нормальное количество «битых пикселей» от 20 до 145 штук, так что никакого сложного изображения она видеть не в состоянии).
Затем были выдуманы шашки на базе металлизированных алюмосиликатных микросфер, которые представляют миллионы микроскопических полых металлических шариков. Они вообще поглощают ВСЁ — от видимого и невидимого света до радиоволн. Алюмосиликатные микросферы имеют очень тонкую оболочку и внутри наполнены водородом и поэтому довольно долго, по 5-7 минут, парят в воздухе после распыления взрывом тротиловой шашки.
Прогресс современных российских технологий снизил стоимость изготовления непокрытых алюмосиликатных микросфер до менее чем 30 рублей за килограмм, а покрытых — менее 100 баксов за килограмм. Килограмма микросфер достаточно для того, чтобы закрыть танк с гарантией.
Второе, что обнаружили русские — малодымный двигатель Javelin не делает его скрытным от ультрафиолетовых пеленгаторов «Афганит» (или немецкой системы MUSS), которые наблюдают след ракеты не по дыму, а по ионизированному ракетным двигателем газу. Такие частицы плазмы образуют за ПТУР шлейф, хорошо видимый в ультрафиолетовом диапазоне. Соответственно летящая ракета легко автоматически обнаруживается, и ее наведение блокируется отстрелом недорогой «дымовой шашки» с микросферами. После чего ракету стоимостью более 100 тысяч долларов можно считать потерянной.
Кроме того, сомнительным является сам алгоритм наведения ракеты Джавелин на тепловую картину цели. Дело в том, что для пуска ракеты пусковое устройство делает фотографию местности вместе с целью ИК-камерой разрешением 240×480 точек. Затем головка наведения ракеты пытается найти своей ИК-камерой разрешением 64х64 точки такой же участок местности с целью на нём. Однако поскольку пусковое устройство делает фотографию, находясь примерно на уровне поверхности, а ракета смотрит на цель с высоты в 160 метров, то есть несколько сверху — эти картины невозможно тождественно совместить, тем более в таком убогом разрешении. Фактически, ракета начинает наводиться не на цель, а на определенное место на местности с наиболее термоконтрастными отметками, которые удалось увидеть с того места, где сидит оператор, и пытается попасть на местности туда, куда оператор навел перекрестье в момент пуска.
Вот примерно так ВРУЧНУЮ оператор крутит чувствительность матрицы, чтобы сделать контрастный снимок цели и местности. Разумеется, это туфта — оператор Джавелина не видит танк в таком увеличении, реальная картинка с 2 километров такая, что танк виден в виде нескольких пикселов, его контуры скорее угадываются. Но общая идея проблемности нахождения правильной чувствительности из-за низкого динамического диапазона матрицы тут показана.
При этом в ракете оператора нету, и там чувствительность регулируется автоматом — соответственно легко можно получить засветку матрицы и потерять цель.
Разумеется, если цель имеет сильный температурный контраст — ракета имеет вероятность зацепиться за нее и навестись даже на движущийся танк. Однако если танк накрыт «Накидкой» и движется, а вокруг есть более горячие предметы (например, нагретые солнцем) — термоконтраста цели не будет, и ракета будет наводиться просто в определенную точку на местности.
Это прекрасно работает на полигоне, когда мишень неподвижна, а на местности специально организованы термоконтрастные реперные точки для наведения. Но в реальной жизни — алгоритм работает плохо. Вообще говоря, заметно, что схему наведения разрабатывали для ракет, запускаемых с вертолета или самолета — в таком случае алгоритм обеспечивает приличную сходимость, поскольку сразу при старте ракета видит цель в том же ракурсе, в каком ее сфотографировал прицел пускового устройства. А когда этот алгоритм прилепили на наземную систему, да еще пришлось заставлять ракету сразу после старта не смотреть на цель, а карабкаться вверх на высоту 160 метров, и только оттуда наконец получать картинку — всё стало работать странно.
Умным операторам в США об этом говорят — мол, старайтесь стрелять Джавелином с холма или крыши высокого здания по цели, расположенной существенно ниже вас. Но хохлы, даже если и знают такие тонкости — вряд ли смогут ими успешно воспользоваться. Это тактически весьма неудобно, а позиция на возвышенности — слишком очевидна, ее накроют артиллерией в первую очередь.
В результате фактически траектория атаки «сверху» работает крайне ненадежно, потому в Джавелин была введена вторая траектория атаки — спереди. Эта траектория выглядит вот так:
Поскольку ракета тупая — она всё равно лезет вверх на 160 метров, но потом сразу начинает снижаться, наводясь на цель по прямой. В этом случае она атакует цель в лоб, со всеми минусами ввиду слабой боевой части. Наведение так надёжнее, но зато танк она, скорее всего, вообще не пробьет.
То же самое с ракетой происходит вне зависимости от выбранной оператором траектории, если после выхода на высоту 160 метров и поворота к земле она не смогла опознать местность (цель). Тогда ракета тупо пикирует по прямой куда-то в район цели, пользуясь данными гироскопов.
Из-за того, что данные малогабаритных гироскопов неточны, а пусковое устройство еще и не знает дистанцию до цели — реально ракета никуда не попадет. Поэтому в новую версию пускового устройства Джавелин введен лазерный дальномер и приемник GSM, и в ракету тоже добавлен корректор GSM. Это решило проблему точности (ракета уверенно прилетает в то место местности, куда был направлен крестик прицела оператором), но зато теперь русские знают о прицеливании из ПТРК еще до пуска при помощи очень простых датчиков лазерного облучения. После чего, собственно, оператор уже труп — БРЭО танка автоматически разворачивает башню в сторону облучения, и танк открывает огонь на подавление.
Но хохлам это не грозит — новые Джавелины с этими штуками им США не продадут, а на старом хламе ничего этого нету. От него потому и избавляются, что система оказалась практически бесполезной.
PS. Заранее спасибо всем, кто меня уже поддержал и еще поддержит финансово. Внизу есть плашка для пожертвования. Если вам понравился материал — не стесняйтесь, сделайте доброе дело.
2 комментария