Сальвадор Дали

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали – пожалуй, последний великий живописец XX века… Эпатажный и успешный художник, один из столпов “массовой культуры”, икона Сюрреализма.

В этом посте приведены наиболее значимые работы мастера с ранних работ до периода творческой зрелости и принёсших ему мировую известность.

 

Один из знаковых художников XX века, Сальвадор Дали когда-то заявил: “Сюрреализм – это Я”.

Мир текучей Реальности, галлюцинаций и сумасшедших снов… Погружайтесь!

Личность великого испанского художника Сальвадора Дали, как и у всех, формировалась в раннем детстве. Он и тогда смотрел на мир особенным – быть может, уже сюрреалистическим? – взглядом и видел вокруг… парадоксы и противоречия. Его мама верила в Бога, а отец категорически Его отрицал. Он был назван Сальвадором, и этим же именем звали отца. А ещё и брата, который умер малышом. Будущий художник говорил, что чувствовал себя… отголоском прошлого, неким двойником! Может, поэтому и хотелось ему стать ни на кого не похожим? В чём он и преуспел.

Сальвадор скверно учился в школе, зато лучше всех рисовал, и в 14 лет случилась его первая выставка. В книге “Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим” художник делится воспоминаниями: рассказал он и о том, как пытался наладить контакт с товарищами. Правда, способ добиться этого выбрал, мягко говоря, нестандартный: кричал, вопил, топал ногами… Словом, изо всех сил старался выделиться из общего ряда. Была в книге история о том, как он ненавидел кузнечиков, а его товарищи, с которыми он никак не мог найти понимания, совали ему их за шиворот…

Сальвадор поступил в Академию изобразительных искусств в Мадриде. Ему не нравилось там учиться, и он дерзко заявлял, что ему надо бы преподавать изобразительное искусство… своим учителям! Но из Мадрида не уезжал: тут он встретил двух замечательных людей, дружбу с которыми невероятно ценил: это были поэт Федерико Гарсиа Лорка и кинорежиссёр Луис Бунюэль. Он снялся в сюрреалистическом фильме Бунюэля и уже с тех пор официально звал себя “сюрреалистом”.

Может, за это исключительное право называть себя и сюрреалистом, и великим, он был исключён из Академии с шокирующей формулировкой “без права на восстановление”! Так отозвалось Сальвадору пренебрежительное отношение к преподавателям. А творческие дела художника шли замечательно! Однажды выставку его работ посетил Пабло Пикассо. Он долго стоял у полотен Сальвадора, молча вглядываясь в них… Их будет связывать дружба, и принятие старшим товарищем творческих экспериментов молодого художника мотивировало Дали на дальнейшие поиски своего стиля.

Была и ещё одна судьбоносная встреча: тогда он обрёл свою музу. Ею стала Гала – русская женщина Елена Дмитриевна Дьяконова. Они стали жить вместе, и Гала во многом ему помогала. Правда, вела она себя несколько, что ли, свободно – не всегда была верной мужу. Однако художник её прощал, считая “своей судьбой”.

Жил он и в Италии, где, познакомившись с работами мастеров эпохи Возрождения, вдруг по-новому посмотрел на свои работы. На некоторое время он совсем забыл обо всех своих сюрреалистических пристрастиях! И тогда сюрреалисты его из общества… изгнали! Говорят, именно тогда он и сказал знаменитую на весь мир фразу: “Сюрреализм – это Я!”

Художник будет жить в США, где его творческие и житейские дела быстро пойдут в гору. Разошлась его книга с автобиографией, и Сальвадор несказанно этим гордился, сочтя это за знак: его знают, любят, принимают. Но были и предательские выпады: так, бывший товарищ написал о нём статью, которую назвал “Гребущий доллары”. Но художнику это нисколько не повредило: интерес к его творчеству только возрос.

Спустя семь лет Дали вернулся в Европу, обосновавшись в Испании, в средиземноморской деревушке Порт-Льигате. Его выставкам не было конца – художник и сам не знал, сколько их прошло на самом деле. Одну всё же запомнил: тогда он был преисполнен гордости за себя и своё экстравагантное творчество. Это была выставка в галерее Тейт, самом крупном художественном музее Великобритании. Блистательную экспозицию его полотен посмотрело немыслимое количество человек – 250 миллионов! Наверное, тут он вздохнул с облегчением, осознав, что не зря прожил свою жизнь. Его любят, знают, ценят, интерес к нему не угасает, а день ото дня растёт. Для художника это самое главное! Он, наверное, и сам не смог сказать, в чём особенность его стиля. “Гениальность и сумасшествие”, которые, переплетаясь, образовывали “немыслимые образы, странные видения”, волновали зрителей. Они понимали, что хотел сказать художник. Сам Дали, оценивая своё творчество, был, как всегда, парадоксален, говоря, что “единственное различие между сумасшедшим и им самим состоит в том, что он таковым не является”.

 

Сальвадор Дали

Мягкий автопортрет с жареным беконом
1941

 

 

 

Сальвадор Дали
Автопортрет в мастерской
Около 1918

 

 

 

Сальвадор Дали

Автопортрет с рафаэлевой шеей
Около 1921

 

 

 

Сальвадор Дали
Улыбающаяся Венера
Около 1921

 

 

 

Сальвадор Дали
Пуристический натюрморт
1924

 

 

 

Сальвадор Дали
Пьеро играет на гитаре
1925

 

 

 

Сальвадор Дали
Отправление. Дань новостной ленте
1926

 

 

 

Сальвадор Дали
Неокубическая композиция с тремя фигурами
1926

 

 

 

Сальвадор Дали
Арлекин
1926

 

 

 

Сальвадор Дали
Натюрморт в лунном свете
1926

 

 

 

Сальвадор Дали
Натюрморт в сиреневом лунном свете
1926

 

 

 

Сальвадор Дали
Аппарат и рука
1927

 

 

 

Сальвадор Дали
Тщетные усилия
1927-1928

 

 

 

Сальвадор Дали
Тлеющий осёл
1928

 

 

 

Сальвадор Дали
Имперский монумент женщине-ребёнку
1929

 

 

 

Сальвадор Дали
Загадка желания. Моя мама
1929

 

 

 

Сальвадор Дали
Человек-невидимка
1929-1932

 

 

 

Сальвадор Дали
Портрет Поля Элюара
1929

 

 

 

Сальвадор Дали
Освещённые удовольствия
1929

 

 

 

Сальвадор Дали
Мрачная игра
1929

 

 

 

Сальвадор Дали
Великий мастурбатор
1929

 

 

 

Сальвадор Дали
Вильгельм Телль
1930

 

 

 

Сальвадор Дали
Угрызения совести (Сфинкс в песке)
1931

 

 

 

Сальвадор Дали
Постоянство памяти
1931

 

 

 

Сальвадор Дали
Галлюцинация. Шесть образов Ленина на рояле
1931

 

 

 

Сальвадор Дали
Призрачная телега
1933

 

 

 

Сальвадор Дали
Портрет Галы с двумя бараньими отбивными, балансирующими на её плече
Около 1934

 

 

 

Сальвадор Дали
Археологическое воспоминание “Анжелюса” Милле
Около 1934

 

 

 

Сальвадор Дали
Отлучение мебели-питания
1934

 

 

 

Сальвадор Дали
Загадочные элементы в ландшафте
1934

 

 

 

Сальвадор Дали
Призрак сексуальной привлекательности
Около 1934

 

 

 

Сальвадор Дали
Женщина с головой из роз
1935

 

 

 

Сальвадор Дали
Параноидально-критическое одиночество
1935

 

 

 

Сальвадор Дали
Великий параноик
1936

 

 

 

Сальвадор Дали
Мягкая конструкция с варёной фасолью (Предчувствие гражданской войны
1936

 

 

 

Сальвадор Дали
Осенний каннибализм
Около 1936

 

 

 

Сальвадор Дали
Антропоморфный комод
1936

 

 

 

Сальвадор Дали
Жираф в огне
Около 1937

 

 

 

Сальвадор Дали
Сон
Около 1937

 

 

 

Сальвадор Дали
Лебеди, отражающиеся в слонах
1937

 

 

 

Сальвадор Дали
Метаморфоза Нарцисса
1937

 

 

 

Сальвадор Дали
Испания
1938

 

 

 

Сальвадор Дали
Явление лица и вазы с фруктами на пляже
1938

 

 

 

Сальвадор Дали
Впечатление от Африки
Около 1938

 

 

 

Сальвадор Дали
Бесконечная загадка
1938

 

 

 

Сальвадор Дали
Невидимая афганская борзая на пляже и призрак лица Гарсиа Лорки в форме вазы для фруктов с тремя фигами
Около 1938

 

 

 

Сальвадор Дали
Невольничий рынок с явлением невидимого бюста Вольтера
1940

 

 

 

Сальвадор Дали
Вечерний паук сулит надежду
1940

 

 

 

Сальвадор Дали
Лик войны
1940

 

 

 

Сальвадор Дали
Овцы
1942

 

 

 

Сальвадор Дали
Геополитический ребёнок, наблюдающий рождение Нового человека
1943

 

 

 

Сальвадор Дали
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения
Около 1944

 

 

 

Сальвадор Дали
Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой
1945

 

 

 

Сальвадор Дали
Галарина
1945

 

 

 

Сальвадор Дали
Нос Наполеона, превратившийся в беременную женщину, с меланхолией прогуливается собственной тенью среди своеобразных развалин
1945

 

 

 

Сальвадор Дали
Искушение святого Антония
1946

 

 

 

Сальвадор Дали
Портрет Пабло Пикассо в XXI веке
1947

 

 

 

Сальвадор Дали
Дематериализация вблизи носа Нерона
1947

 

 

 

Сальвадор Дали
Слоны
1948

 

 

 

Сальвадор Дали
Атомная Леда
1947-1949

 

 

 

Сальвадор Дали
Мадонна Порт-Льигат
Около 1950

 

 

 

Сальвадор Дали
Христос святого Иоанна Крестителя
1951

 

 

 

Сальвадор Дали
Гиперкубический Христос
Около 1954

 

 

 

Сальвадор Дали
Сферическая Галатея
1952

 

 

 

Сальвадор Дали
Взрывающаяся голова Рафаэля
1951

 

 

 

Сальвадор Дали
Ультрамариново-корпускулярное Вознесение Богоматери
1952

 

 

 

Сальвадор Дали
Распад постоянства памяти
1952-1954

 

 

 

Сальвадор Дали
Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, наделённая лицом Галы. Фрагмент.
Около 1954

 

 

 

Сальвадор Дали
Содомское самоудовлетворение невинной девы
1954

 

 

 

Сальвадор Дали
Тайная вечеря
1955

 

 

 

Сальвадор Дали
Пьета
1958

 

 

 

Сальвадор Дали
Сантьяго эль Гранде
Около 1957

 

 

 

Сальвадор Дали
Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба
1958

 

 

 

Сальвадор Дали
Вселенский собор
Около 1960

 

 

 

Сальвадор Дали
Битва при Тетуане (Дань уважения Мариано Фортуни)
1962

 

 

 

Сальвадор Дали
Галюциногенный тореодор
1970

 

 

 

Сальвадор Дали
Ловля тунца
1966-1967
  • avatar
  • .
  • +16

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.