Откуда столько «рациональных идиотов»

К вопросу о том, откуда в нормальных-то странах взялось столько рациональных идиотов. Продолжая разговор о носителях передовитой мозговой прошивки, следует отметить, что им присуща характеристика, унаследованная эльфийскими ширнармассами из XX века и наречённая коллегой Мараховским термином «смысловая безграмотность».

Вот что коллега написал о сабже несколько дней назад:

Однажды‏ ‎я‏ ‎поставил ‎жестокий‏ ‎натурный ‎эксперимент.‏ ‎В ‎течение ‎месяца ‎я ‎проверял‏ ‎окружающих‏ ‎на‏ ‎соответствие ‎их‏ ‎суждений ‎о‏ ‎религии ‎-‏ ‎их‏ ‎знаниям ‎о‏ ‎религии. Итоги ‎оказались ‎поразительны. ‎Среднестатистический ‎московский‏ ‎кто ‎угодно‏ ‎с‏ ‎высшим‏ ‎образованием ‎- ‎не ‎читал‏ ‎даже ‎Евангелий.

Он‏ ‎читал ‎кучу‏ ‎книг‏ ‎с‏ ‎евангельскими ‎аллюзиями. ‎Он ‎смотрел ‎кучу ‎фильмов ‎(включая ‎фильмы-не-для-всех) с ‎евангельскими‏ ‎аллюзиями.‏ ‎Он ‎читал ‎даже ‎публицистическую‏ ‎и ‎культурологическую‏ ‎критику ‎христианства‏ ‎с‏ ‎цитатами.

Но‏ ‎на ‎то,‏ ‎чтобы ‎раскрыть ‎саму ‎древнюю книжку и ‎прочесть‏ ‎«В‏ ‎начале‏ ‎было ‎Слово» и ‎следующие ‎за ‎этим‏ ‎70-80 ‎тысяч ‎знаков‏ ‎(что‏ ‎в ‎шесть-семь‏ ‎раз ‎меньше ‎любого ‎тома‏ ‎«Гарри ‎Поттера», ‎кстати),‏ ‎его‏ ‎ни ‎разу‏ ‎не ‎хватило.

Я‏ ‎долго ‎думал ‎над ‎причинами ‎этого‏ ‎феномена.‏ ‎Не‏ ‎уверен, ‎что‏ ‎постиг ‎их‏ ‎окончательно, ‎но‏ ‎у‏ ‎меня, ‎ув.‏ ‎друзья, ‎есть ‎рабочая ‎версия.

Она ‎сводится‏ ‎к ‎следующему:‏ ‎среднестатистический‏ ‎ув.‏ ‎современник ‎с ‎высшим ‎образованием‏ ‎- ‎интуитивно‏ ‎смотрит ‎на‏ ‎любые‏ ‎тексты‏ ‎и ‎произведения ‎сквозь ‎шкалу ‎социального ‎статуса, ‎сообщаемого ‎их ‎потреблением. И,‏ ‎следовательно,‏ ‎у ‎Библии ‎в ‎его‏ ‎внутренней ‎табели‏ ‎о ‎рангах‏ ‎очень‏ ‎низкий‏ ‎статус. ‎Библию‏ ‎в ‎его ‎представлении ‎читают‏ ‎те, ‎кто‏ ‎не‏ ‎имеет‏ ‎доступа ‎к ‎высокоранговым ‎текстам-о-Библии ‎и‏ ‎фильмам-с-библейскими-отсылками ‎(за ‎чтение‏ ‎которых‏ ‎прилетает ‎социальное‏ ‎поглаживание ‎с ‎признанием, ‎шо‏ ‎да, ‎ви ‎таки‏ ‎интеллектуал).

Зачем,‏ ‎спрашивает ‎он‏ ‎себя, ‎копаться‏ ‎в ‎почве, ‎если ‎можно ‎жрать‏ ‎напоказ‏ ‎элитные‏ ‎апельсины, ‎выросшие‏ ‎на ‎растущем‏ ‎из ‎почвы‏ ‎дереве.‏ ‎Поэтому ‎ув.‏ ‎современник ‎скорее ‎убьёт ‎два ‎часа‏ ‎на ‎идиотский‏ ‎и‏ ‎гнусный,‏ ‎но ‎зато ‎элитный ужасник ‎«Мама!»‏ ‎целого ‎престижного‏ ‎Даррена ‎Ароноффски‏ ‎(с‏ ‎евангельскими‏ ‎аллюзиями), ‎чем ‎на ‎само ‎непрестижное ‎Евангелие.

К ‎этому ‎«рефлексу ‎престижности»‏ ‎добавлен‏ ‎также ‎и ‎«рефлекс ‎безопасности»:‏ ‎ув. ‎современник‏ ‎знает, ‎что‏ ‎уйти‏ ‎в‏ ‎религию значит ‎признать‏ ‎свою ‎социальную ‎неадекватность ‎и‏ ‎вообще ‎упасть‏ ‎в‏ ‎неодобренный‏ ‎и ‎непрестижный ‎дауншифтинг, ‎опуститься ‎на‏ ‎дно ‎жизни. ‎А‏ ‎поскольку‏ ‎уход ‎в‏ ‎религию ‎легко ‎провоцируется ‎(он‏ ‎это ‎знает) ‎обращением‏ ‎к‏ ‎соответствующему ‎тексту‏ ‎- ‎текст‏ ‎этот ‎негласно ‎для ‎него ‎табуирован.

…А‏ ‎теперь‏ ‎о‏ ‎другой ‎стороне‏ ‎того ‎же‏ ‎явления.

Цитировать ‎Киплинга‏ ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎огонь ‎жжёт ‎и ‎вода ‎мочит‏ ‎- ‎бесполезно‏ ‎для‏ ‎тех,‏ ‎кто ‎не ‎пробовал ‎воды‏ ‎и ‎огня.

Они‏ ‎тупо ‎понятия‏ ‎не‏ ‎имеют,‏ ‎о ‎чём ‎говорят.

Ибо ‎как ‎можно ‎понять ‎значение ‎слова ‎«жжёт»,‏ ‎если‏ ‎не ‎обжигался?

Букварь ‎жизни — это ‎заработать‏ ‎свои ‎первые‏ ‎10 ‎тыр,‏ ‎махая‏ ‎лопатой‏ ‎на ‎стройке.‏ ‎Это ‎также ‎получить ‎первый‏ ‎фингал ‎на‏ ‎улице,‏ ‎растянуть‏ ‎связки ‎в ‎спортзале, ‎ответить ‎«нет»‏ ‎на ‎предложение ‎чисто‏ ‎пойти‏ ‎приколоться и ‎выдержать‏ ‎за ‎это ‎насмешку ‎или‏ ‎унижение. ‎Или, ‎если‏ ‎мы‏ ‎сдуру ‎всё‏ ‎же ‎пошли‏ ‎чисто ‎приколоться ‎- ‎получить ‎за‏ ‎это‏ ‎свой‏ ‎урок ‎и‏ ‎не ‎поступить‏ ‎как ‎дурак‏ ‎из‏ ‎киплинговского ‎стихотворения,‏ ‎сующий ‎перебинтованный ‎палец ‎снова ‎в‏ ‎пламя, ‎а‏ ‎держаться‏ ‎от‏ ‎огня ‎в ‎стороне ‎с‏ ‎приличествующим ‎стихии‏ ‎почтением.

Букварь ‎жизни‏ ‎-‏ ‎это‏ ‎в ‎равной ‎степени ‎и ‎не ‎бросаться ‎на ‎согласную ‎одноклассницу,‏ ‎и‏ ‎жениться ‎по ‎залёту ‎(в‏ ‎первом ‎случае‏ ‎знание ‎букваря‏ ‎сдаётся‏ ‎экстерном,‏ ‎во ‎втором‏ ‎после ‎всех ‎триместров).

Букварь ‎жизни‏ ‎- ‎это‏ ‎не‏ ‎стать‏ ‎упомянутой ‎согласной ‎одноклассницей ‎- ‎и‏ ‎также, ‎напротив, ‎оказаться‏ ‎ею‏ ‎(и ‎пройти‏ ‎роддом, ‎молочную ‎кухню, ‎долгие‏ ‎месяцы ‎с ‎мечтой‏ ‎поспать‏ ‎и ‎острое‏ ‎чувство, ‎что‏ ‎жизнь ‎тебя ‎поимела ‎и ‎бросила).

Букварь‏ ‎жизни‏ ‎-‏ ‎это ‎впечатанная‏ ‎память ‎о‏ ‎жгучем ‎стыде‏ ‎за‏ ‎сделанное ‎и‏ ‎впечатанная ‎же ‎ненависть ‎к ‎попыткам‏ ‎заставить ‎тебя‏ ‎повторить‏ ‎гадкие‏ ‎ошибки.

Букварь ‎жизни ‎- ‎это‏ ‎написать ‎на‏ ‎своей ‎шкуре‏ ‎знание‏ ‎о‏ ‎том, ‎что ‎добродетель ‎вознаграждается ‎не ‎медалями ‎и ‎премиями ‎за‏ ‎неё,‏ ‎а ‎способностью ‎выжить ‎без‏ ‎медалей ‎и‏ ‎премий, ‎под‏ ‎ударами‏ ‎и‏ ‎укусами ‎лицемерной‏ ‎несправедливости.

Букварь ‎жизни ‎- ‎это‏ ‎проверить ‎на‏ ‎себе‏ ‎(говоря‏ ‎словами ‎ещё ‎одного ‎поэта, ‎они‏ ‎давно ‎просились) ‎тайну‏ ‎слова‏ ‎«приказ», ‎назначенье‏ ‎границ, ‎смысл ‎атаки ‎и‏ ‎лязг ‎боевых ‎колесниц.

Букварь‏ ‎жизни‏ ‎- ‎это‏ ‎понять ‎и‏ ‎прожить ‎знание ‎о ‎том, ‎что‏ ‎вода‏ ‎мочит‏ ‎нас, ‎а‏ ‎огонь ‎жжёт.

Это‏ ‎знание ‎не‏ ‎может,‏ ‎не ‎умеет‏ ‎даваться ‎роду ‎человеческому ‎иначе, ‎чем‏ ‎личным ‎опытом.

Букварь‏ ‎жизни‏ ‎-‏ ‎это ‎впечатанные ‎в ‎нас,‏ ‎выжженные ‎на‏ ‎нас ‎и‏ ‎выцарапанные‏ ‎на‏ ‎нас ‎максимы ‎нашей ‎персональной ‎биографии. ‎Со ‎всеми ‎обретёнными ‎нами‏ ‎в‏ ‎процессе ‎эмпирического ‎познания ‎мира‏ ‎и ‎себя‏ ‎табу ‎и‏ ‎аксиомами.

Те,‏ ‎кто‏ ‎пропускают ‎этот‏ ‎букварь ‎или ‎просто ‎не‏ ‎дают ‎себе‏ ‎труд‏ ‎(из‏ ‎гордыни ‎обычно) ‎сделать ‎из ‎него‏ ‎выводы ‎- ‎выпадают‏ ‎в‏ ‎необучаемый ‎осадок‏ ‎жизни. ‎У ‎меня ‎была‏ ‎ув. ‎коллега, ‎которой‏ ‎довелось‏ ‎родить, ‎быть‏ ‎изнасилованной, ‎неоднократно‏ ‎избитой, ‎сменить ‎ряд ‎мест ‎работы‏ ‎-‏ ‎и‏ ‎она ‎всё‏ ‎равно ‎ничего‏ ‎не ‎пожелала‏ ‎понять.

<…>

Как ‎можно ‎понять, ‎на‏ ‎какой ‎ты‏ ‎букве‏ ‎азбуки‏ ‎жизни? — спрашивает ‎ув. подписчик.

Очень ‎просто:

  1. Осознаём‏ ‎ли ‎мы,‏ ‎глядя ‎на‏ ‎возможность,‏ ‎что‏ ‎она ‎есть ‎также ‎риск.
  2. Понимаем ‎ли ‎мы, ‎какой ‎риск ‎несёт‏ ‎в‏ ‎себе ‎возможность.
  3. Знаем ‎ли ‎мы,‏ ‎чего ‎точно‏ ‎не ‎будем‏ ‎делать‏ ‎-‏ ‎и ‎что‏ ‎точно ‎сделаем.
  4. Знаем ‎ли ‎мы,‏ ‎что ‎для‏ ‎нас‏ ‎настоящая‏ ‎ценность ‎- ‎или ‎всё ‎ещё‏ ‎заимствуем ‎представления ‎о‏ ‎ней‏ ‎у ‎окружения.

Если‏ ‎да ‎(осознаём, ‎понимаем, ‎знаем,‏ ‎знаем) ‎- ‎то‏ ‎мы‏ ‎прочли ‎азбуку.

Если‏ ‎нет ‎-‏ ‎то ‎букварь ‎ещё ‎не ‎пройден.‏ ‎И‏ ‎читать‏ ‎толстые ‎книги‏ ‎нам ‎не‏ ‎то ‎чтобы‏ ‎запрещено,‏ ‎но ‎бесполезно.

И это не только базовых религиозных смыслов касается, а любых базовых смыслов в целом.

То есть, применительно к многим сотням тысяч и даже миллионам эльфов описанное в цитате означает, что они, например, за всю свою биографию ни разу не занимались чем-то, сравнимым с маханием лопатой на стройке. Толпы успешных аннален бербокофф — получили дипломы; прочли кучу толстых книг, с понтом делающих читателей умнее; освоили актуальный словарь речекряков; сделали блестящие карьеры в академической среде и государственном управлении etc. — но букваря жизни так и не осилили.

Так стоит ли удивляться тому, до чего вся эта шатия довела Оплот Свободы, Остров и другие «нормальные-то страны», равно как и тому, что доводители — игнорируют обратную связь от действительности и намерены продолжать в том же духе, противодействуя всем, кто всё же смог проштудировать упомянутый букварь?

 
Материал: ifc.livejournal.com/1504326.html
  • нет
  • avatar
  • .
  • +4

3 комментария

avatar
Но‏ ‎на ‎то,‏ ‎чтобы ‎раскрыть ‎саму ‎древнюю книжку и ‎прочесть‏ ‎«В‏ ‎начале‏ ‎было ‎Слово» и ‎следующие ‎за ‎этим‏ ‎70-80 ‎тысяч ‎знаков‏ ‎(что‏ ‎в ‎шесть-семь‏ ‎раз ‎меньше ‎любого ‎тома‏ ‎«Гарри ‎Поттера», ‎кстати),‏ ‎его‏ ‎ни ‎разу‏ ‎не ‎хватило.
Судя по всему автору тоже не хватило. «В‏ ‎начале‏ ‎было ‎Слово» это библия, я не крещеный и то знаю, А Евангилие (благая весть) новый завет, кстати их много и они начинаются по разному. И еще есть факт что некоторые Евангилия от разных авторов противоречат друг другу
avatar
совершенно верно — Ветхий и Новый заветы. а вместе они формируют Библию
avatar
Цитировать ‎Киплинга‏ ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎огонь ‎жжёт ‎и ‎вода ‎мочит...

Редьярд Киплинг — Боги Азбучных Истин: Стих

Проходя сквозь века и страны в обличье всех рас земных,
Я сжился с Богами Торжищ и чтил по-своему их.
Я видел их Мощь и их Немощь, я дань им платил сполна.
Но Боги Азбучных Истин — вот Боги на все времена!

Еще на деревьях отчих от Них усвоил народ:
Вода — непременно мочит, Огонь — непременно жжет.
Но нашли мы подход бескрылым: где Дух, Идеал, Порыв?
И оставили их Гориллам, на Стезю Прогресса вступив.

С Ветром Времени мы летели. Они не спешили ничуть.
Не мчались, как Боги Торжищ, куда бы ни стало дуть.
Но Слово к нам нисходило, чуть только мы воспарим,
И племя ждала могила, и рушился гордый Рим.

Они были глухи к Надеждам, которыми жив Человек:
Молочные реки — где ж там! Нет и Медом текущих рек!
И ложь, что Мечты — это Крылья, и ложь, что Хотеть значит Мочь,
А Боги Торжищ твердили, что все так и есть, точь-в-точь.

Когда затевался Кембрий, возвестили нам Вечный мир:
Бросайте наземь оружье, сзывайте чужих на пир!
И продали нас, безоружных, в рабство, врагу под ярем,
А Боги Азбучных Истин сказали: «Верь, да не всем!»

Под клики «Равенство дамам!» жизнь в цвету нам сулил Девон,
И ближних мы возлюбили, но пуще всего — их жен.
И мужи о чести забыли, и жены детей не ждут,
А Боги Азбучных Истин сказали: «Гибель за блуд!»

Ну а в смутное время Карбона обещали нам горы добра:
Нищий Павел, соединяйся и раздень богатея Петра!
Деньжищ у каждого — прорва, а товара нету нигде.
И Боги Азбучных Истин сказали: «Твой Хлеб — в Труде!»

И тут Боги Торжищ качнулись, льстивый хор их жрецов притих,
Даже нищие духом очнулись и дошло наконец до них:
Не все, что Блестит, то Золото, Дважды два — не три и не пять,
И Боги Азбучных Истин вернулись учить нас опять.

Так было, так есть и так будет, пока Человек не исчез.
Всего четыре Закона принес нам с собой Прогресс:
Пес придет на свою Блевотину, Свинья свою Лужу найдет,
И Дурак, набив себе шишку, снова об пол Лоб расшибет,

А когда, довершая дело, Новый мир пожалует к нам,
Чтоб воздать нам по нуждам нашим, никому не воздав по грехам,-
Как Воде суждено мочить нас, как Огню положено жечь,
Боги Азбучных Истин нагрянут, подъявши меч!

Перевод И. Грингольца и Т. Грингольц
  • 1GR
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.