Королева морей

90 лет назад, 26 сентября 1934 года, со стапеля шотландской судостроительной компании “Джон Браун” был спущен на воду гигантский океанский лайнер “Куин Мэри” — крупнейший на тот момент корабль, построенный на нашей планете.

И первое в мире судно водоизмещением более 75 тысяч тонн, кстати.

Несмотря на свои огромные размеры (длина — 311 метров, ширина — 35, высота без мачт — 55, водоизмещение — 78600 тонн) этот колосс оказался еще и весьма проворным. Четырехвальная паротурбинная силовая установка мощностью 200 тысяч (!) лошадиных сил позволяла ему развивать скорость почти 33 узла (более 60 км/ч), а в 1936 году — завоевать очень престижный у судостроителей и судовладельцев переходящий приз “Голубая лента Атлантики” за самое быстрое пересечение Атлантического океана.

“Королева Мэри” (название дано в честь супруги тогдашнего английского короля) пересекла океан всего за трое суток, 20 часов и 42 минуты, намного опередив всех конкурентов. И этот рекорд продержался до 1952 года.

Еще одним неофициальным рекордом была кричащая роскошь, которую лайнер обеспечивал своим пассажирам, особенно — обладателем билетов первого и второго класса. К их услугам было всё, что можно пожелать во время довольно короткого четырехдневного путешествия, включая два бассейна и пять ресторанов, оформленных в различных стилях.

Комфортабельные каюты вмещали 2139 пасажиров. Однако теоретически и практически корабль мог без проблем перевозить гораздо больше людей, что подтвердилось во время Второй миоровой войны, когда его конфисковали и пять лет использовали для армейских перевозок. При этом он брал на борт в среднем 12,5 тысяч солдат и офицеров, а в рекордном рейсе перевез через океан 16670 тысяч военннослужащих.

При этом, разумеется, шикарная отделка интерьеров была демонтирована, роскошная мебель — сдана на склад, а все внутренние пассажирские помещения, включая холлы и коридоры, плотно забили двухъярусными койками и увешали гамаками. За время войны корабль перевез в общем счете полтора миллиона английских, американских, австралийских и новозеландских военных, счастливо избежав плавучих мин, а также — атак самолетов Люфтваффе и германских подводных лодок.

Если бы немцам удалось потопить “королеву”, то это, скорее всего, была бы крупнейшая в мировой истории по числу жертв, катастрофа на море. Но, как говорится, обошлось. После войны кораблю вернули прежний шик и он еще 20 лет возил путешественников и туристов через Атлантику, пока не проиграл конкуренцию пасажирским авиалайнерам, которые делали это гораздо быстрее и дешевле.

В 1967 году “Куин Мэри” была продана в США, где ее установили в порту Лонг Бич, штат Калифорния, на вечную стоянку, превратив в музей и плавучий отель на 345 номеров.

“Куин Мэри” в 1936 году на фоне небоскребов Нью-Йорка:

Лайнер не только избежал немецких атак, но и потопил крейсер! Правда свой, “Кюрасао”.

 
Материал: vikond65.livejournal.com/2092956.html
  • avatar
  • .

1 комментарий

avatar
вики:
Утром 2 октября 1942 года Кюрасоа встретился к северу от Ирландии с океанским лайнером Queen Mary, на борту которого находилось около 10 000 американских военнослужащих 29-й пехотной дивизии.[30] Лайнер шел уклончивым курсом «Зигзагообразный образец № 8» со скоростью 28,5 узлов (52,8 км / ч; 32,8 миль / ч), общая скорость продвижения составляла 26,5 узлов (49,1 км / ч; 30,5 миль / ч), чтобы уклониться от атак подводных лодок.[31] Пожилой крейсер оставался на прямом курсе с максимальной скоростью 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час) и в конечном итоге был бы настигнут лайнером.[32][33]

Каждый капитан по-разному интерпретировал Правила дорожного движения, полагая, что его корабль имеет право проезда.[31] Капитан Джон Уилфред Бутвуд из Кюрасоа придерживался среднего курса лайнера, чтобы максимально использовать свои возможности по защите лайнера от вражеской авиации, в то время как коммодор сэр Сирил Гордон Иллингворт из Queen Mary продолжал двигаться зигзагообразно, ожидая, что крейсер сопровождения уступит дорогу.[34][35]

Мы могли видеть, как наш эскорт зигзагообразно двигался перед нами[Примечание 2] — для кораблей и крейсеров было обычным делать зигзагообразные движения, чтобы сбить с толку подводные лодки. Однако в данном конкретном случае эскорт находился очень, очень близко от нас.

Я сказал своему помощнику: «Ты знаешь, что она делает зигзаги повсюду перед нами, я уверен, что мы в нее врежемся».

И действительно, Queen Mary разрезал крейсер надвое, как кусок масла, прямо сквозь шестидюймовую [так в оригинале] броневую обшивку.

— Альфред Джонсон, очевидец, Би-би-си: " на HMS], «Ее Величество»
В 13:32 во время зигзага стало очевидно, что Queen Mary подойдет слишком близко к крейсеру, и вахтенный офицер лайнера прервал поворот, чтобы объехать Кюрасоа. Услышав эту команду, Иллингворт приказал своему офицеру: «Продолжайте движение зигзагом. Эти ребята привыкли сопровождать; они будут держаться подальше от вашего пути и не будут вам мешать ».[37] В 14: 04 «Куин Мэри» начала поворот правым бортом с позиции немного позади крейсера и на расстоянии двух кабельтовых (около 400 ярдов (366 м)). Бутвуд почувствовал опасность, но расстояние было слишком малым, чтобы любой из крутых поворотов, заказанных для каждого корабля, мог как-то повлиять на скорость, с которой они двигались. Queen Mary на полной скорости врезался в середину корабля Curacoa, разрезав крейсер пополам. Кормовая оконечность затонула почти сразу, но остальная часть корабля оставалась на поверхности на несколько минут дольше.[38]

Действуя в соответствии с приказом не останавливаться из-за риска атак подводных лодок, Queen Mary двинулся вперед с поврежденной носовой частью. Она связалась по рации с другими эсминцами своего сопровождения, находившимися примерно в 7 морских милях (13 км; 8,1 мили), и сообщила о столкновении.[39] Через несколько часов головной эскорт конвоя, состоящий из Bramham и HMS Cowdray,[40] вернулся, чтобы спасти примерно 101 выжившего, включая Бутвуда.[Примечание 3] Вместе с Curacoa погибли 337 офицеров и рядовых ее экипажа, согласно досье о потерях вмс, опубликованному Национальным архивом Соединенного Королевства в июне 2013 года.[42][Примечание 4] Память большинства погибших увековечена в Военно-морском мемориале Чатема, а остальных — в Военно-морском мемориале Портсмута. Те, кто погиб после спасения или чьи тела были обнаружены, были похоронены в Чатеме и на кладбище Ашейг на острове Скай.[41] В соответствии с Законом о защите военных останков 1986 года, место крушения Кюрасоа обозначено как «охраняемое место».[44]

Те, кто был свидетелем столкновения, дали клятву хранить молчание из соображений национальной безопасности.[45] О потере судна стало известно только после окончания войны, хотя 22 сентября 1943 года Адмиралтейство подало иск против владельцев «Куин Мэри», Cunard White Star Line, в Адмиралтейский суд Верховного суда. Мало что происходило до 1945 года, когда в июне дело было передано в суд; рассмотрение дела было отложено до ноября, а затем до декабря 1946 года. 21 января 1947 года судья Пилчер снял вину с экипажа Queen MaryКюрасоа. Адмиралтейство обжаловало его решение, и Апелляционный суд изменил решение, возложив две трети вины на Адмиралтейство и одну треть — на Cunard White Star. Последняя подала апелляцию в Палату лордов, но решение было оставлено в силе.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.