Зачем НАСА постоянно врёт
«Все государственные учреждения иногда лгут, но НАСА — единственное из мне известных, которое делает это регулярно». Это сказал Джордж Киворт (George A. Keyworth), советник по науке президента США Р. Рейгана, директор Управления научно-технической политики, в выступлении на 99-й сессии Конгресса США 14 марта 1985г.
Цитата из книги Алана Шепарда, которую я выкопал сам. В ней он комментирует книгу Гагарина и Лебедева — впервые поднявшись в заатмосферный космос, Гагарин говорит: «Какое чёрное беззвёздное небо!».
Это так у Шепарда. Открыв ту же книгу на русском языке, я с удивлением увидел настоящие слова Гагарина: «Какие холодные немигающие звёзды!». Зачем понадобилось первому астронавту Америки лгать?
Видимо, А. Шепард не без оснований полагал, что грамотные люди не поверят в его «невидимые звёзды» на орбите Земли. Вот и решил подкрепить себя авторитетом Ю. Гагарина, приписав ему слова, которые он никогда не говорил.
Вот уже 50 лет актеры, игравшие в интермедии НАСА Героев, Покорителей Космоса, задокументированно врут и противоречат друг другу, самим себе и кинофотодокументам НАСА в очень многих вопросах:
— о высоте отключения движков при посадке;
— об огромном количестве липучей пыли при посадках, которая аж заслоняла горизонт, но все шесть посадок не оседала вниз, а была унесена куда-то вбок свежим лунным вакуумом;
— о высоте прыжков на Луне;
— о посадочных кратерах;
— о цвете поверхности Луны — то он у них коричневый, то серый…
— Ну, и, конечно, о звездах.
Со звездами у всех Героев НАСА всегда были большие проблемы. Мало того, что звезды официально было совершенно невозможно увидеть на Луне, так их еще и никак нельзя было сфотографировать. Ни на кинопленку, ни на фотопленку лучших камер того времени Hasselblad с немеряной ценой.
А почему? А потому… что космос таит в себе много тайн!
Стал уже хрестоматийным тот факт, что космонавты звёзды видят, а астронавты нет.
Вернее, тоже видят, но не всегда. Выборочно. Например, на МКС — там почему-то и первые, и вторые звёзды видят одинаково хорошо, а вот порознь — просто беда. На Меркуриях-Джеминаях-Аполлонах не видели, на Шатлах — частично видели, а на МКС — вот почему-то всегда отлично видят, аж обидно. Прозрели, наверное.
Сами Герои-Астронавты, Покорители Космоса, плетут о своей звездной слепоте что попало: если надо помнить, что было видно — помню; если не надо помнить — не помню… Может, было, может, нет… В общем, чаще всего примерно так: извините, были сильно заняты — ну, там, лунное автородео, лунный гольф, перья-молотки, да еще и с флагом очень заняты были, трясли флаг, так что было не до звезд, не помним.
Но если вдруг надо точно сказать, что не было видно вообще ни одной — да запросто, вот «The First Lunar Landing» — отчет НАСА о первой послеполётной пресс-конференции экипажа «А-11»:
«REPORTER …And, secondly, when you looked up at the sky, could you actually see the stars in the solar corona in spite of the glare?
ARMSTRONG We were never able to see stars from the lunar surface or on the daylight side of the Moon by eye without looking through the optics. I don’t recall during the period of time that we were photographing the solar corona what stars we could see.
ALDRIN I don’t remember seeing any».
Или вот, журнал переговоров астронавтов «А-11» с Центром управления (оригинальный английский текст):
103:22:54 Duke: Roger, Tranquility. We understand. Must be a beautiful sight. Over.
[Comm Break]
[Gene Cernan says that, while standing in the shadow of the Apollo 17 LM, he could see some stars while he was outside. I asked the 11 crew if they had made any such experiment.]
[Armstrong — «I don’t recall doing it on the surface. We tried a good bit inside.»]
[Armstrong — «There was a thought that, if you could look through a tube, you would probably be able to see stars. I don’t remember that we tried anything like that.»] [A related question is whether or not stellar images could have been captured in any of the lunar surface photography. A discussion from Sky and Telescope Editor Dennis di Ciccio is linked here.]
Перевод А. Булатова:
103:22:54 Дьюк: Вас понял, (Море) Спокойствия. Мы понимаем. Должно быть красивое зрелище. Приём.
[пауза]
[Джин Сернан говорит, что когда он был снаружи и стоял в тени ЛМ Аполлона-17, он мог видеть кое-какие звёзды. Я спросил членов экипажа Аполлона-11, проделывали ли они такой же эксперимент.]
[Армстронг: «Я не помню, делал ли это на поверхности (Луны). Мы довольно часто пробовали находясь внутри».]
[Армстронг: «Была идея, что если бы вы посмотрели через трубу, вы, вероятно, смогли бы увидеть звёзды. Я не помню, пробовали ли мы что-то в этом роде».]
Вот такая вот беда, к сожалению. «Не помню», что делал на Луне. «Не помню», брал ли я в руки телескоп. «Не помню», видел ли я звёзды.
Но этим варианты видения-не видения не исчерпывались, потому что болезнь прогрессировала, и многие Герои (приготовьтесь) звезд на Луне абсолютно не видели, но ориентировались по ним. И это ориентирование по официально невидимым звездам, зафиксированное в отчетах НАСА, ни разу не вызвало у Хьюстона никаких вопросов.
Как это объяснить — никто не знает. Видимо, странная, необъяснимая болезнь поразила и хьюстонский Центр управления полетами.
Позиция НАСА по тайне звездной слепоты выражалась примерно так: «Отсутствие звезд на фотографиях на Луне — не признак подделки, а наоборот. Вот если бы там звезды были, то тогда это была бы точно подделка — ну, по меньшей мере, фотомонтаж».
Причем Покорители Космоса за столько лет действительно оказались неспособны придти хоть к какому-нибудь согласию и начать врать дружно и красиво. Ну, хотя бы из чувства самосохранения.
Вот недавнее:
Эдгар Митчелл, официально шестой человек, ступивший на поверхность Луны во время миссии «Аполлона-14» 13-14 октября 2012 года в рамках ежегодного автограф-шоу «Autographica» выступил с оплаченной речью в отеле «Хилтон Метрополь» в Бирмингеме. Присутствовали Базз Олдрин (A-11), Чарльз Дьюк (A-16) и Ричард Гордон (A-12). Звезда шоу Базз Олдрин давал автографы по дифференцированной шкале, начиная с £275,00 за каждый.
Митчелл рассказал, что он был поражён больше всего невероятным «божественным» видом звёзд. Доктор объяснил, что звёзды были «великолепны» и описал их как светившие «в десять раз ярче», чем при наблюдении с Земли.
Я спросил, почему первый лунопроходец Нил Армстронг сказал Патрику Муру, что звёзды не были видимы во время полёта на Аполлоне-11 до Луны и обратно? Похоже, д-р Митчелл удивился и сразу же поменял предмет моего вопроса. Описывая вид с поверхности Луны, он заявил, что «для глаз требуется больше времени на привыкание».
Я вернул его к вопросу, который непосредственно связан с видом звёзд во время путешествия Земля-Луна-Земля, который он так эйфорично передал. Я спросил: «Зачем Нилу Армстронгу отрицать видимость звёзд?» — так как это, очевидно, противоречит основному аспекту лекции д-ра Митчелла. Нил Армстронг считается астронавтом наиболее заинтересованным в наблюдении небес. Он летал на реактивных истребителях на высоте 40 000 футов для наблюдения прозрачной Вселенной на такой разрежённой высоте. 21 февраля 1969 года Нил Армстронг в последний раз посетил Морхедский планетарий, где он ранее обучался одиннадцать раз, в общей сложности в течение двадцати дней. Его целью было совершенствование техники наблюдения и навигации по звёздам. Д-ру Митчеллу я описал Армстронга как «целеустремлённого астронома».
«Нет, он не был им!» — таким был его резкий и ядовитый ответ. Шестой лунный путешественник и обладатель докторской степени Массачусетского института в космонавтике сердито посмотрел на меня и озадачивающе опроверг мои исторически подтверждённые отсылки. Решив не сдаваться, я ясно повторил: «Мистер Армстронг заявил, что не мог видеть звёзды!»
На этот раз ответ Митчелла ошеломил большую аудиторию, многие из которых снимали эту перепалку. «Он (Нил Армстронг) понятия не имел, о чём говорил!» — резко воскликнул д-р Митчелл. Я сразу же получил несколько подтверждающих кивков от других членов аудитории, которые, очевидно, были озадачены этой громогласно догматической критикой исторического свидетельства Нила Армстронга.
Многие в зале был знакомы с интервью Армстронга Патрику Муру в программе BBC «Ночное небо» в 1970 году, в котором он заявил: «Если смотреть с Луны, то небо глубоко чёрное, также как если смотреть и из пространства между Землёй и Луной«.
Я был уверен, что сохранение воспоминаний о видимости звёзд должно быть сходным, учитывая огромное влияние, произведённое ими на Эда Митчелла, так что вы можете догадаться, какой вопрос я задал отставному бригадному генералу ВВС Чарльзу Дьюку: «Нет, мы никак не могли видеть звёзды во время путешествия: было слишком ярко!» — однозначно заявил он, прежде чем вернуться к работе этого дня — раздаче автографов за соответствующую плату.
А теперь козыри: а видели ли звезды советские космонавты?
А.А. Леонов, 1965 г: «И вот уже по пояс торчу из наших космических «сеней»…. Солнце. Диск ровный, без лучей и ореола, слепит невозможно. А небо очень черное, звездное. Звезды и внизу, и вверху. Солнечная ночь! Или звездный день? … дух захватило…» (Я.Голованов, » Королёв — факты и мифы»)
Вот его же воспоминания в другом изложении: «Итак, я в открытом космосе… Корабль одинаково ярко освещен Солнцем и светом, отраженным от атмосферы Земли… Звезды были везде: вверху, внизу, слева и справа…». (Е.И.Рябчиков, «Звездный путь»).
В интервью Леонов поясняет: «Самые яркие из звезд можно разглядеть, когда они находятся не ближе, чем в 30° от дневного светила. Зато с противоположной стороны, там, где корпус корабля служит своеобразной затеняющей блендой, звезды видны практически так же, как и ночью».» («Техника-молодежи», 1981, №4)
А.А.Леонов, В.И.Лебедев: «При одном из отходов в результате отталкивания от космического корабля произошла сложная закрутка вокруг поперечной и продольной оси тела. Перед глазами стали проплывать немигающие звезды на фоне темно-фиолетового с переходом в бархатную черноту бездонного неба.» («Ориентация человека в космическом пространстве»)
В.И.Лебедев: «Сейчас составляю таблицу по видимости звезд на свету. Яркие звезды, такие, как Сириус, Канопус, Вега, видны всю светлую часть витка, если находятся от Солнца или атмосферы Земли в угле более 20°, и Солнце светит в иллюминатор сбоку, иначе засвечивает.» («Дневник космонавта»)
Г.Г.Гречко в одном из своих телеинтервью: «Конечно, звезды видны прекрасно».
А.А.Серебров (1990): «Хорошо помню свой первый выход. Я увидел бездну, полную звезд… Я СРАЗУ видел и звезды, и Землю в голубом ореоле атмосферы, и белоснежную станцию, украшенную отраженными солнечными бликами».
В.Н.Волков (1969), пресс-конференция: «Экипаж космического корабля «Союз-7» осуществлял фотографирование звездного неба в противосолнечном направлении… Наши наблюдения показали, что на дневной стороне четко видны звезды первой и второй величины. Через иллюминаторы орбитального отсека и спускаемого аппарата мы производили опознавание звезд и созвездий».
Думаю, достаточно?
Чтобы уж вообще не молчать позорно, НАСА придумало о звездной слепоте своих Героев небольшую сказку: глазам Покорителей Космоса, оказывается, требуется слишком долгое время, чтобы приспособиться и увидеть звезды в черноте, поэтому и.
Но по каким причинам тому же Леонову, когда он вышел в открытый космос, никакой длительной зрительной адаптации не потребовалось — весь его выход занял около 12 минут — НАСА объяснить почему-то не может.
14 комментариев
Русофобия это дорого.
Уже и ник его не вспомню.
Где то в космических темах.
Он, в душЕ, вроде как за саму технику и науку, за общее развитие вне зависимости от границ и политики, но в нынешних условиях противостояния, когда смешалось всё — политика, наука, техника, спорт и пр., приходится выбирать… Он, как Саня и сказал, выбрал западофилию, хотя русофобией, как таковой, не страдал… Он и на Роскосмос то наезжал больше чисто из «обиды», в противоположность тому, что мы тут над Маском стебались… Хотя в сугубо техническом кругу, без политпредвзятости, с ним интересно было бы дискутировать, у него немало моментов, с которыми и я согласен был…