По дороге разочарований
США пытаются заставить европейцев отказаться не только от российского газа и нефти, но и от авиационного титана. И вот уже авиастроительный гигант Airbus решил отказаться от использования российского титана, причем планирует сделать это в течение нескольких месяцев, сообщает агентство Reuters.
«В настоящее время Airbus по-прежнему закупает определенный процент российского титана, но мы явно находимся на пути к независимости от него», — указал генеральный директор Airbus Defence and Space Михаэль Шолльхорн, добавив, что процесс займет месяцы, а не годы.
По его словам, компания уже отказалась от использования российского титана при производстве военных самолетов, однако для перевода гражданского самолетостроения на сырье из других стран потребуется некоторое время.
Airbus нарастил закупки металла в США и Японии, однако сертификация может затянуться из-за строгих стандартов в аэрокосмической отрасли.
Тем хуже для Эйрбаса, если он пойдёт на такой шаг. Российский титан известен своим качеством, а возить титан из США и Японии будет значительно дороже, если там вообще найдутся нужные объёмы. Скорее всего, воспоследуют дефицит и рост цен, рост технологической зависимости от США, снижение конкурентоспособности Эйрбаса по сравнению с Боингом.
При этом мало кто значет, что власти США разрешили экспорт, ре-экспорт, предоставление услуг и технологий, необходимых для обеспечения безопасности полётов гражданской авиации (читай — для эксплуатации самолетов Boeing в России). Таким образом, значительная часть санкций, касающихся самолетов Boeing, с России снята.
На самом деле это уже четвёртая версия списка исключений из авиационных санкций после 28 июня, когда о снятии санкций было объявлено впервые, с тех пор список только расширялся.
Если объяснять смысл американских изменений в санкционке вкратце — самолёты Boeing России теперь покупать и обслуживать можно, но свои строить с использованием американских технологий — нельзя. И естественно, это сделано ради сохранения поставок российского титана и узлов из него на Boeing USA.
То есть США в очередной раз кинули глупых европейцев.
Касательно же старых Боингов — знатоки пояснили мне, что для того, чтобы по новым американским бумагам эти самолеты могли свободно обслуживаться и летать за границу «как раньше», их надо перерегистрировать, скажем, на Бермуды, и откатить формы обслуживания к последнему «легальному» ТО (проведенному до введения санкций). Для множества самолетов, в которых уже проведены формы ТО и заменены запчасти силами российских подразделений, это может влететь в копеечку, и мало кто станет это делать.
Так что американское снятие санкций по Боингам направлено прежде всего на стимуляцию закупок новых Боингов в Россию. Но такие закупки теперь политически рискованны, и вряд ли уже состоятся.
0 комментариев