Крупнейший плавучий СПГ-завод

Южнокорейский Prelude относится к совершенно новому классу судов, для которых размер супертанкеров откровенно недостаточен. Этот класс называется FLNG, что расшифровывается как floating liquefied natural gas, то есть плавучая фабрика по переработке природного газа в сжиженный.

Первая попытка создать мобильную фабрику по сжижению природного газа имела место в 1979 году — тогда норвежские компании Moss Maritime и Kvaerner представили на газотехнической конференции в Монако концепт FLNG-судна для Кенганского месторождения в Персидском заливе. К сожалению, презентация проекта идеально совпала с Исламской революцией в Иране, из-за чего от идеи отказались.

Позже, в 1988 году, другая компания — Norsk Hydro — изучала возможность размещения завода по сжижению на специальной барже для месторождения в Сневите — но в этом случае от проекта отказались по экономическим причинам. В последующие годы многие компании предлагали свои разработки в этой области — и Mobil, и Chevron, но от слова к делу в итоге перешли только голландцы из Shell. В 2009 году Shell заказала корейцам из Samsung Heavy Industries строительство первого в истории плавучего СПГ-завода.

Причиной строительства стала эколохическая дурь, конечно же. Ведь наземные заводы по сжижению газа гораздо дешевле плавучих.

У Prelude есть совершенно конкретное место назначения — обширное подводное месторождение Броус, начинающееся в сотне километров от западного побережья Австралии. Проблема его разработки состоит в том, что местные власти завернули проект строительства наземного завода Browse LNG на мысе Джеймса Прайса по экологическим причинам. Завод в 50 км от туристического города Брум никак не укладывался в австралийскую концепцию экологического туризма. И это при том, что незадолго до этого Shell получила право на разработку месторождения — вышло так, что энергетики застряли в мертвой точке: газ есть, добывать его можно, а вот перерабатывать нельзя.

Вдумайтесь — «экологический туризм» в Австралии (что откровенный бред само по себе) не позволил построить завод по сжижению газа. Да, туризм в Австралии дает около 3,9 % ВВП страны, но основные туристические направления иностранного туризма (в порядке убывания) — Сидней, Мельбурн, Брисбен и Кэрнс. Как завод LNG на мысе Джеймса Прайса мог этому помешать? И о какой экологии можно говорить, если Австралия — это тупая пустыня, изрытая чудовищными дырами карьеров горнодобывающих компаний?

Но тупые австралийцы упёрлись, и в Shell нашли другой путь — расположить завод прямо в точке добычи. Плавучий завод больше соответствует требованиям экологии и к тому же в скором времени окупит себя за счет гораздо более дешевой в сравнении с наземным вариантом логистики. В мае 2011 года было принято положительное решение о создании фабрики, а уже в сентябре строительство началось. Денег компания не жалела — было задействовано огромное количество людей и ресурсов, лишь бы судно было спущено на воду как можно быстрее. Каждый день неработающего месторождения приносил убытки.

Голландские нефтяники выступили заказчиками и основными инвесторами проекта, а непосредственное строительство было поручено известным специалистам в этом деле — южнокорейской компании Samsung Heavy Industries. Через два года после закладки на верфи в Кодже судно Prelude FNLG было торжественно спущено на воду.

Правда, тут есть одна оговорка. Prelude FNLG не имеет собственных двигателей и передвигается с помощью буксиров, то есть по сути представляет собой гигантскую баржу. Поэтому он станет самым большим в истории плавательным средством (длина — 488 метров, водоизмещение около 600 тысяч тонн), но корону самого большого самодвижущегося судна все-таки сохранит танкер Seawise Giant.

Корпус Prelude FNLG возводили в сухих доках по обычной методике строительства сверхкрупных судов — путем сваривания сегментов. Еще задолго до готовности специалисты провели компьютерную симуляцию спуска судна на воду, чтобы убедиться в технической возможности это сделать. Суммарная масса корпуса — 260 000 т, и расчет каждого движения корабля должен быть сделан идеально точно. Заявленный дедвейт судна (то есть разница между водоизмещением в порожнем и максимально груженом состоянии) составляет 600 000 т против «всего лишь» 564 000 т Seawise Giant.

После окончания работ фабрику отбуксировлаи на позицию в 475 км от берега Австралии. На этой точке она должна проработать 25 лет, выдерживая любые шторма и ураганы. Форма бортов и подводной части позволят судну противостоять волнам практически любой возможной в этих широтах высоты, но особого внимания заслуживает швартовочная система Prelude.

Это 93-метровая башня, проходящая через центр судна. К нижней части башни крепятся четыре якорные группы — такая конструкция позволит одновременно фиксировать судно на месте и совершать аккуратные маневры, поворачивая его наиболее выгодной стороной к ветру в случае, например, урагана. Маневры производятся с помощью трех водометов мощностью по 6700 л.с. — как уже говорилось выше, они не являются полноценными системами, позволяющими Prelude передвигаться самостоятельно, но для поворотов относительно штормового фронта их вполне достаточно. Вообще, весь стальной левиафан спроектирован так, чтобы выдерживать циклоны 5-й категории (с ветрами более 70 м/с).

В апреле этого года Shell восстановила производство сжиженного природного газа (СПГ) на плавучей установке по производству СПГ Prelude FLNG, работающей на месторождении Прелюдия (Prelude) в западной части шельфа Австралии.

Остановка производства произошла 2 декабря 2021 г. по причине пожара на Prelude FLNG. В результате аварии были повреждены основные системы установки, включая освещение, системы безопасности, системы связи, системы питьевой воды, очистки сточных вод, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Ну в общем сгорело почти всё. Но не до конца, к сожалению.

На самом деле установка показала себя плохо, идея плавучего завода предсказуемо оказалась придурочной.

Запуск производства СПГ был связан с большими сложностями, а дальнейшие отгрузки также шли нестабильно. Первая партия СПГ была отгружена лишь спустя 2 года после прибытия FLNG на место, в июне 2019 г.

В феврале 2020 г. на Prelude FLNG произошел перебой в электроснабжении, за которым последовал ряд технических проблем, из-за чего производство СПГ остановилось до января 2021 г. Преодолев эти проблемы, Prelude FLNG начала демонстрировать стабильную производительность, но новая авария остановила завод более чем на 4 месяца.

В связи с этими сложностями, проект оказался не слишком успешным для его участников (Shell 67,5%, оператор, Inpex — 17,5%, Kogas — 10% и CPC — 5%). Скорее всего, установка убыточна и тянет на дно экономику месторождения.

Официально Shell стоимость проекта не раскрывает, по некоторым оценкам она может составлять 17 млрд долл. США.

Ожидается, что Shell совместно с партнерами SGH Energy и Osaka Gas в течение нескольких месяцев примет окончательное инвестиционное решение (ОИР) по разработке месторождения Crux, которое будет связано с Prelude FLNG. Проект собирались закрывать — но помог Путин, ну то есть взлетевшие цены на сжиженный газ. У Шелл появилась возможность как-то вырулить и вывести проект с убыточности на минимальную прибыль.

Впрочем, если Голландия продолжит поставлять вооружения на Украину — Петров и Боширов наверняка помогут им наладить работу их плавучего завода. Там ведь тоже есть шпили, есть на что посмотреть туристам.

 
Материал: masterok.livejournal.com/8139312.html
  • avatar
  • .
  • +3

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.