Человек-волк и мораль лоховства
Есть известное высказывание «Не делай другим того, что не хотел бы, чтобы сделали тебе». Данное высказывание часто понимается как простой моральный принцип, доступный каждому.
Однако мне видится, что у этого принципа есть серьезный изъян. Представим, что некий человек живет по принципу
«человек человеку волк», но при этом искренне принимает подобное отношение и к себе. Т.e. он готов грабить и нападать на окружающих, однако не считает аморальным аналогичное поведение окружающих по отношению к себе.
«Жизнь это игра» — учит он нас, «где каждый обыгрывает соседа, а поэтому все по-честному».
Получается, что наше правило не работает: человек-волк будет делать по отношению к человеку-человеку вещи, которые тот будет считать аморальными… хотя оба искренне живут в рамках одной (!) морали. Наша мораль противоречива.
Еще интереснее немного усложненный сценарий: когда человек-учитель считает, что причиняя зло своему соседу он его учит, и при этом он искренне принимает такие методы обучения со стороны окружающих. Опять же, оба живут в рамках одной морали, но ставший в данном сценарии «учеником» может оказаться в некотором недоумении.
Перейдем собственно к вопросу, который я хотел бы исследовать.
Так до какой степени я имею право вмешиваться в жизнь других людей?
Имею ли я право оказывать давление, давать советы, влиять на жизнь других людей?
Я мог бы попытаться оправдать такие действия описанным выше правилом, но как мы видим, оно имеет изъяны.
Так как же быть порядочному человеку в этом жестоком мире? Не влиять ни на кого и прожить, по возможности, как дерево?
Или влиять на всех, т.к. правила игры для всех одинаковы, и всё по-честному? Как человек-волк?
PS. Отмечу, что процитированное изречение про «неделание другим» (у него столько авторов, что в среднем получается греческий философ III века до н.э. рабби Коко Шанель) — не является принципом общественной гармонии, за который его ошибочно принимают. Это характерный пример манипулятивной техники, направленной на воспитание в человеке лоховства и неуверенности.
2 комментария
Отрицание традиционной семьи.
То же и с «человек-учитель считает, что причиняя зло своему соседу он его учит, и при этом он искренне принимает такие методы обучения со стороны окружающих». Он их принимает, да. Редкий случай, кстати, обычно такие считают, что «а меня-то за шо???» Ну и вот. Он их принимает, в принципе, такие методы, потому что сам слаще репы в жтизни ничего не видел. Но при этом он в любом случе не хочет, чтоб ему причиняли зло. А если хочет — там другие проблемы с головой, к морали не имеющие отношения) У автора возможно тоже. Судя по резонерству.