Как прибалтика украла белорусскую нефть

Уже 10 лет страны решают, кому принадлежали сотни тысяч тонн нефти, пропавшие из трубопровода «Дружба». Поставку сырья прекратили из-за постоянных хищений, после чего из трубопровода исчезла оставшаяся в нем техническая нефть, стоимость которой — десятки миллионов евро.

Формально нефть принадлежала белорусской стороне, но Латвия просто слила ее из труб и продала.

Нефтепровод из Полоцка в портовый латвийский город Вентспилс был построен в 1969 году. Он являлся одним из элементов разветвленной сети «Дружба», предназначенной для перекачки нефти из CCCР в социалистические страны Восточной Европы. После распада Союза россияне, латыши, литовцы и белорусы «распилили» между собой «Дружбу» на отдельные участки.

18 июня 1992 года в Новополоцке был составлен акт, согласно которому используемая в трубопроводе технологическая нефть, необходимая для его заполнения в целях поддержания рабочего состояния инфраструктуры, остается в собственности белорусского предприятия. Именно этот договор и лег потом в основу судебного разбирательства о пропавшей в Латвии нефти.

Изначально в Вентспилс вели две трубы: по одной поступала сырая нефть, а по другой — дизельное топливо. И все время энергоресурсы воровали, причем иногда в особо крупных размерах. Например, в апреле 2005 года сотрудники правоохранительных органов Латвии задержали экс-депутата трех созывов, бывшего парламентского секретаря министерства внутренних дел Оскарса Григса. Он подозревался в попытке подкупа начальника дорожной полиции за помощь в организации хищения солярки и отделался за это легко — всего двумя годами тюрьмы условно.

В конце 2003 года Россия приняла решение о прекращении прокачки нефти в данном направлении. Тогдашний российский посол в Латвии Виктор Калюжный заявил, что такое решение было обусловлено амбициями и жадностью мэра Вентспилса Айвара Лембергса, добившегося введения завышенных тарифов на транзит нефти. Мэр оскорбился и заявил о клевете, скандал вроде бы замялся, но нефть в город так и не вернулась.

Долгих семь лет заброшенный нефтепровод никого не интересовал. Но в 2010 году латвийская компания LatRosTrans внезапно объявила, что решила слить технологическую нефть из старых труб. Решение объяснили заботой об экологии — много лет нефть не прокачивается, находится под давлением в трубе, которая не обследуется и не диагностируется, риск аварийной ситуации высок.

Согласно официальной позиции Риги, документ от 1992 года, закрепляющий права белорусской компании на техническую нефть, являлся «внутренним документом ликвидированного советского предприятия, а не межправительственным соглашением».

9 декабря 2011 года Латгальский окружной суд отклонил иск белорусской стороны. Благодаря обжалованию приговора арест спорных ресурсов удалось сохранить до августа 2012 года, однако затем палата по гражданским делам Верховного суда Латвии отменила данное судебное постановление. В том же году LatRosTrans продала всю слитую нефть неизвестным покупателям и начала реструктуризацию. Ну вы поняли.

В 2018 году затянувшийся судебный процесс дошел до уровня международного скандала. Состоялся обмен официальными нотами между дипломатическими ведомствами Риги и Минска. После этого латвийская сторона вроде бы пошла на уступки: Латгальский окружной суд постановил взыскать с LatRosTrans в пользу AО «Полоцктранснефть Дружба» 66 744 966 евро — такая выплата разорила бы компанию.

Но вскоре стало понятно, что уступки были сделаны лишь для снижения накала в международных отношениях. Как только скандал утих, Верховный суд Латвии постановил отменить решение Латгальского суда и передал дело на повторное рассмотрение. В июле 2020 года высшая инстанция пришла к выводу, что представленные белорусами документы за 1992 год «несовместимы с правовой природой международного договора, так как не были подписаны должным образом уполномоченными государственными должностными лицами и не были зарегистрированы в соответствующих международных учреждениях, а также не были обнародованы».

Короче, белорусам поводили мягким по губам.

Скоммуниздили. Суд поставил точку: следствие закончено, забудьте. Претензии белорусов не приняты. Куда делась нефть — даже не искали — Евгений Гомберг, латвийский предприниматель.

Годом раньше похожий судебный процесс, предметом которого также стала нефть, завершился и в Литве. Естественно, как и в Латвии, в 2015 году нефть из труб выкачали «в целях защиты окружающей среды» и увезли в неизвестном направлении, а белорусская компания вступила в судебный спор с Orlen Lietuva. С теми же успехами.

Тогда в публичном пространстве появлялась информация о том, что польские компании Orlen и Lotos собираются совместно приобрести пакет акций белорусского нефтеперерабатывающего завода в Мозыре. Но неурегулированные судебные споры не дают совершить сделку и построить Польше собственную энергетическую империю, включающую нефтяной терминал в порту Гданьска. В свою очередь, Латвия и Литва недополучают огромную выгоду как за счет налоговых преференций, так и за счет появления новых рабочих мест для обслуживания крупного инфраструктурного проекта.

Возможно, путем переговоров Белоруссии в итоге удалось бы договориться с Латвией и Литвой, учитывая их проблемы в сфере энергетики. Но тут Вильнюс поддержал белорусскую оппозицию и принципиально отвернулся от Минска, а также инициировал бойкот Белорусской АЭС. Рига была вынуждена придерживаться того же политического курса, одобренного в ЕС. Лукашенко, разъяренный слишком живым участием соседей в судьбе своих противников, распорядился вывести из Литвы транзит нефтепродуктов. Конечно, ни о каких совместных проектах теперь речи быть не может.

 
Источник материала
  • avatar
  • .
  • +10

2 комментария

avatar
Вент-спилс
avatar
Спилили вентиль?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.