Шаропоезд Ярмольчука

Раз народ начал обсуждать очередную транспортную ахинею и Vaporware в виде Гиперлупы, где герметичный вагон движется в вакууме внутри трубы — давайте посмотрим на другие проекты подобных шарлатанов. Человечество никогда не испытывало недостатка в подобных бредовых идеях, вы уж поверьте.

Созданный в СССР инженером Н. Г. Ярмольчуком в голодных 1932—1934 годах так называемый «Шаропоезд» должен был достигать скорости до 300 км/ч — столько в те времена не всякий боевой самолет мог развить.

Каждое колесо этого поезда представляло собой гигантский шар высотой с человеческий рост. Боковушки шаров — срезаны, здесь проходят оси и установлены электродвигатели. Два таких шара, «одетые» в резину, закреплены в голове и хвосте цилиндрического вагона. Шары выступают наружу через прорези в днище. Поезд катится по полукруглому бетонному лотку.

В марте 1931 года нарком В. В. Куйбышев ознакомился с опытной установкой, и уже в апреле коллегия Наркомата путей сообщения приняла решение в кратчайшие сроки организовать производство опытного шаровагона и испытательного шародрома. Уже в августе 1933 года Совнарком принял постановление: «О строительстве опытной железной дороги по системе Ярмольчука Н. Г. в направлении Москва— Ногинск». При тресте опытного машиностроения Народного комиссариата путей сообщения СССР был создан специальный отдел «Скоростной шаропоезд», который возглавил инженер Нахман Овсеевич Белоцерковский.

Идея в общем очевидна — это такой гигантский мотоцикл в жёлобе. Вращающиеся колеса большого диаметра создают гироскопический момент, удерживающий поезд в равновесии и обеспечивают необходимое наклонение вагонов при движении по радиусу.

Дегенераты, правда, не подумали о том, кто и как будет убирать зимой из желоба лёд. И еще очень о многом не подумали. Зато подумали о том, как самим хорошо жить. В 1933 году журнал «Огонёк» посвятил этому проекту материал:

После доклада изобретателя в СТО создано было специальное бюро со штатом специалистов. Предоставлено обширное, специально огороженное поле для опытных работ. Отпущен миллион рублей. Создано своё хозяйство, разведён обширный огород на 15 га, здесь растут капуста, морковь, картофель… Зачем капуста? К чему огород? Советский изобретатель и все его помощники ни в чём не должны испытывать недостатка. Пусть работают без посторонних забот.

89 человек — инженеров, техников, монтёров, плотников, слесарей — строят деревянный опытный лоток, они строят опытное кольцо протяжённостью в 3 километра, они готовят модели вагонов, маленькую электроподстанцию. И теперь, в 1933 году, счастливая мысль Ярмольчука проверена и подтверждена практически.

Вы можете влезть в маленький модельный жестяной вагончик. Лёжа вы поместитесь в нём. Для удобства внутри игрушечного вагона положен мягкий матрац. Вы мчитесь не по прямой, а по кругу. Вагон чуть-чуть кренится и снова выпрямляется: «ванька-встанька» противодействует центробежной стихии.

Если игрушечные жестяные вагончики мчатся по простейшему деревянному лотку со скоростью 70 км в час, значит, настоящий эксплуатационный поезд действительно осуществит трёхсоткилометровую скорость.

Идея изобретения уже проверена на опытном лабораторном кольце. Совнарком обязал НКПС уже в этом году строить опытную эксплуатационную дорогу по системе товарища Ярмольчука.

Таково обычное отношение к изобретениям, движущим вперёд человеческую культуру, в стране строящегося социализма.

Впрочем, в реальности отношение к шарлатанским «изобретениям» в стране строящегося социализма оказалось не столь умильным — отдел «Скоростной шаропоезд» при наркомате путей сообщения был закрыт в 1937 году после ареста возглавлявшего его Н. О. Белоцерковского, который был расстрелян 8 февраля 1938 года.

Шарлатан Ярмольчук, впрочем, расстрела избежал и в 1950-х годах вел кружок юных конструкторов в Бауманском Доме пионеров Москвы. Это и есть его реальный уровень. Как и уровень всех этих американских инноваторов гиперлупы.

Для желающих поржать — литературка:

Н. Г. Ярмольчук. Статьи и доклады (1929—1962): «К вопросу о создании и реализации идей шаротранспорта в СССР», «Основные технические установки для реализации сверхскоростного движения по шаровой системе транспорта», «Принцип однолинейного движения и осуществления его в высокоскоростной транспортной технике шаропоезда», «Шаропоезд и его применение в сельскохозяйственном производстве».

Гуглите и обрящете. Шаропоезд в сельхозе — это вообще мощно, там русский гений догадался ездить на шарах по грязище, типа шар автоматически делает из грязи лоток, и дороги строить не надо. Странно, что Хрущов не ухватился за эту иновацию.

Впрочем, вредитель Ярмольчук просто не знал о новейших разработках советских военных конструкторов:

Они давно пытались реализовать эту идею. Да и немцы тоже её не обошли:

Это так называемый Kugelpanzer. Интересно, что это действующий экземпляр, его испытывали в Куммерсдорфе. Конкретно этот маленький аппарат — это как бы бронеавтомобиль для артиллерийского корректировщика, но предполагалось создание и аппаратов более крупного размера.

  • avatar
  • .
  • +8

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.