Почему деревня умирает

Надо понимать, что классическая Деревня — это община, порождение старой Европы и феодализма, с его трудом холопов на феодала. Феодал сидел в своей усадьбе (или там в замке), а вокруг замка был его феод, где холопы копошились, каждый урожай отгружая барину жрачево и всякие полезности, а если что не так — «запорю холопов»!

Ну или как-то так, а если еще далее в прошлое — то деревня это свободная община, типа от ворогов или волков вместе отбиться, урожай вместе вырастить. В тех деревнях вообще родственники почти все были. Коллективная единица выживаемости посреди леса или степи.

Так вот — как только феодализм кончился, как только ему на смену пришел капитализм с его индустриализацией, эта деревня начала умирать. Просто потому, что она стала не нужна новой системе отношений. Сам способ индустриального сельхозпроизводства деревню отринул. Подробнее об этом — ниже.

Многие начинают говорить — что вот мол фермеры на Западе как же. Но фермеры на Западе — это другое, это не деревня, а хутора. Это те самые «крепкие собственники», которых в СССР уничтожили как класс. А теперь возрождай не возрождай — получишь только пьяный хай.

Как фермерство работает в тех же США? Около фермеров, на логистически легко достижимой дистанции (до 50-80 км) формируется городок, где фермеры закупаются необходимым, где есть филиалы банков, клубы, развлечения и т.п. Фермеру не надо ехать в большой город, у него до городка километров 50 в одну сторону в среднем, и — спасибо Генри Форду за автомобиль и Рузвельту за дороги — проезжает он эти километры быстрее, чем айтишник на метро и маршрутках добирается до своей табуретки у монитора. Детей в школу там вообще автобус собирает, и так далее.

Причем даже и там эта система в последние 50 лет умирает. И для этого есть объективные причины — те же самые, по которым в России деградируют всякие райцентры и мелкие городки. Происходит сепарация населения. Все, кто хоть что-то из себя представляет, давно уже уезжает в ближайшие агломерации. Практически вся молодежь так же уезжает. У глубинки просто не остается будущего. Раз нет ни молодежи, ни грамотных людей, то происходит постепенная деградация. А центр выделяет всё меньше и меньше денег и сокращает центры компетенции, будь то какие-то управления или медицинские, образовательные учреждения.

Получается замкнутый круг — чем меньше молодых и грамотных людей, тем больше центр сокращает свое присутствие. А чем меньше присутствие центра — тем быстрее происходит отток населения.

Поэтому не нужно прятать голову в песок. Глубинка реально умирает. Но это объективный исторический процесс. А те кто переехал в центры агломерации, существенно подняли свой уровень жизни. И дальше всё будет только усугубляться.

Теперь касательно индустриализации и того, как она убила деревню. Вот есть такой тезис:

Для сельхоза требуется всё меньше и меньше людей

Это не совсем так. Правильная формулировка — Для сельхоза требуется всё меньше и меньше людей НА ПОЛЯХ. Понимаете, о чем речь? Большая часть сельского хозяйства переместилось в города. Да-да, не удивляйтесь — это именно так. Раньше плодородие восстанавливали чередованием земель и выпасом скота на отдыхающей земле, сейчас вносят удобрения. То есть вместо пастухов, КРС и хитрого оборота земель введена замена им из добывающей и химической промышлености. Вместо вспашки лошадью — введены трактора, вместо жатвы серпом и косой и обмолота цепами — введены комбайны, то есть металлургическая, машиностроительная промышленость. А поверх всех этих промышленностей обязательна энергетика.

По сути, сейчас нет классического сельского хозяйства, сейчас мы трансформируем энергетические калории в пищевые. А для этого никакие деревни не нужны. Если у нас будет достаточно энергии, урбанизация победит окончательно, это очевидный факт. Вся Россия соберется в несколько агломераций, а на полях будут бегать роботы-комбайны. Это уже не фантастика — Cognitive Technologies в РФ уже выдала вполне годный автопилот для комбайна, гоняющий машину по полю с автоматической подстройкой к выросшей культуре без всякого участия оператора.

Так же очевидно, что существование в мегаполисах понижает индекс воспроизводства населения. Мегаполисы безопасны с точки зрения демографического взрыва. Предполагаю, что с течением времени, Россия (как и другие индустриально развитые страны) соберется в численно стабильные устоявшиеся агломерации. Конечно, при наличии стабильного энергопотока, отсутствия мировой войны, эпидемий и других глобальных факторов.

Ну а там, где с энергией плохо — так и будут убирать жрачево по-старинке:

Но и уровень жизни там будет не такой, как в индустриальных державах, тут не надо иметь иллюзий. Или вы думаете, что там будут «милые немецкие деревушки» навроде вот таких:

Окститесь, эти «деревушки» — симулякр для дожития пенсионеров, из живущих там на полях работает хорошо если каждый двадцатый, при том, что из-за немецкой тесноты поля — вон они, сразу под окнами. И картошка по 180 рублей за килограмм на наши деньги — тоже от этого же, это такой налог на индустриальное население, чтобы содержать эти вот никчемные, убыточные заповедники отмершей системы хозяйствования.

При этом как только РФ прекратила отгрузку зерна в конце весны — в Европе сразу началась паника, что будет голод и всё такое прочее. Что еще раз доказывает — без закупки жрачева у индустриалов вроде России все эти «немецкие деревни» несостоятельны, они неспособны прокормить население собственной страны. Как оказались неспособны прокормить СССР колхозы — при всех стараниях пролетарской власти, дававшей им и трактора, и комбайны, и удобрения, и даже сгонявшей на поля городское население. Нет, всё равно эта лошадка не вывезла.

А всё дело в том, что по мере прогресса технологий оказалось, что, условно говоря, врач нужен на 1000 человек, врач-специалист на 10 000 человек, а узкий специалист уже на 100 000 человек. И каждый вменяемый человек хочет жить в городе, где есть узкие специалисты по всем возможным болячкам. Которых на селе нет и никогда не будет, тут не надо сказок.

И это общий принцип, относящийся не только к медицине, а к любой сложной и сильно развитой области. Была надежда на то, что информационное общество и системы связи, весь этот Интернет, смогут связать деревни с цивилизацией, удержать их от скатывания в архаику — но нет, пока это не вытанцовывается. Хотя Россия и тут ставит эксперимент мирового значения — цифровая связь такого качества на таких пространствах, кажется, никем больше не реализована. Ковид с самоизоляциями показал ширнармассам, что очень многое можно делать дистанционно, по сети. Но выльется ли это в какое-то новое качество, новую организацию жизни? Непонятно.

Пока что похоже, что моделью будущей цивилизации является скорее Австралия. Континент, на котором живет 25 миллионов населения, причем почти все они сосредоточены в нескольких городах на побережье. А внутри континента — вот такие дороги:

И нихрена нету. Можно целый день ехать — и не встретить ни одной машины. Там даже дорожные знаки вот такие:

Ага, следующие 92 километра — кенгуру и всякая такая хрень. А зачем чаще ставить знаки, кто их там увидит? Там же даже ни одного съезда в сторону нету. Там 12-летний пацан проехал почти всю страну без документов — и остановили его только потому, что он оторвал наполовину бампер у машины и так продолжал ехать, с волочащимся бампером. Примотал бы проволокой — никто бы вообще внимания не обратил. Некому потому что.

При этом мало кто понимает, что Австралия является одной из развитых стран, будучи тринадцатой по размеру экономикой в мире, и имеет шестое место в мире по ВВП в расчёте на душу населения. Военные расходы Австралии являются двенадцатыми по размеру в мире. Нехило для 25 миллионов?

Если вы попробуете найти в Австралии деревню — вы ее найдете, только это будет деревня аборигенов. То есть папуасов. Это и есть ответ о том, что ожидает деревню в будущем.

  • avatar
  • .
  • +20

Больше в разделе

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.