«Луноход»: за что водители любили один из самых массовых автобусов СССР

ЛиАЗ-677 – это один из самых массовых автобусов Советского Союза. С 1967 по 1994 год было собрано более 194 тысяч «Луноходов». Тираж же самых массовых автобусов в СССР достигал почти 260 тысяч экземпляров. Однако, таких моделей было совсем немного, так что в топ-5 667-ой точно войдет. Автобус этот любили советские водители и дразнили советские пассажиры. Каким же он был и за что был удостоен своего другого, куда менее приятного прозвища?

Сначала на заводе выпускали только ЗиЛ-158.

В начале 1960-х годов на Ликинском автобусном заводе (ЛиАЗ) выпускалось семейство городских автобусов ЗиЛ-158, разработанных специалистами завода имени Лихачева. Ликинское предприятие нуждалось в разработке собственной модели. Работы в этой области были начаты еще в 1960 году. Уже в 1962 году появился первый прототип будущего транспортного средства.

В 1963 модель продемонстрировали специалистам Госкомиссии по автоматизации и механизации. Перспективный автобус произвел положительное впечатление. После этого были начаты работы по доведению конструкции до совершенства. В 1965 году на ЛиАЗ собрали еще один опытный образец, после чего первый автобус отправили на испытательный пробег маршруту Москва – Харьков – Новороссийск – Сочи — Тбилиси – Ереван – Орджоникидзе – Москва. Вторая машина тем временем участвовала в лабораторных испытаниях. Производство опытной партии ЛиАЗ-677 освоили в 1967 году, а до главного конвейера автобус добрался в 1970.

Один из самых массовых автобусов СССР.

В последствии ЛиАЗ-677 будет производиться вплоть до 1994 года и широко эксплуатироваться до начала 2000-х. За это время появится не менее 7 моделей данного транспортного средства, не считая многочисленных «самоделок», вроде автобусов ЛиАЗ-677, переоборудованных под тот или иной вид специальной техники для нужд какой-нибудь специальной службы. Само собой, в основе всех модификаций всегда лежал базовый автобус ЛиАЗ-677 1962 года разработки.

Помещалось в такой до 110 человек.

Автобус имел компоновку вагонного типа с полунесущим усиленным основанием и ведущей задней осью. Двигатель устанавливался в передней части транспортного средства. У автобуса было три двери, две из которых пассажирские. Трансмиссия – гидромеханическая с блокировкой и 2-ступенчатой автоматической КП.

Тормозная система – двухконтурная с пневматическим приводом. Подвеска – зависимая с полуэллиптическими рессорами, пневмобаллонами и амортизаторами. К слову, именно благодаря свой чрезвычайно мягкой подвеске ЛиАЗ-677 и был так любим водителями, которые нежно прозвали машину «Луноход».

Рулевое управление было представлено узлом Урал-377Н. В движение автобус приводился бензиновыми двигателями ЗИЛ-375Я7 или ЗИЛ-509.10. Подобные агрегаты ставились на армейские грузовики Урал-375 и ракетовозы ЗИЛ-135. Автобусная модель силовой установки имела большой рабочий объем (на 1 литр). Гражданский вариант двигателя мог заправляться бензином А-76 и был печально известен своей прожорливостью, которая усугублялась использованием в автобусе АКП.

Ездил на очень прожорливом двигателе от грузовика.

Автобус ЛиАЗ-677 относился к семейству больших. Номинальная вместимость общественного транспортного средства составляла 80 человек при 25 местах для сидения. Максимальная вместимость пассажирского автобуса оценивалась в 110 человек. Благодаря этому, а также из-за наличия в задней части автобуса характерной площадки ЛиАЗ-677 получил в народе прозвище «Скотовоз».

В час пик в 667-ой могло набиться даже больше 110 человек. Нужно ли говорить, что поездка при таких раскладах превращалась в то еще приключение? На сегодняшний день стареньких 667-ых на просторах бывшего СССР почти не осталось. В 2020 году в России было 54 таких автобуса. В некоторых местах они все еще продолжают работать, однако в ближайшие годы «Луноходов» не останется совсем.

Та самая площадочка в конце автобуса.


источник

  • avatar
  • 1
  • .
  • +28

1 комментарий

avatar
Какой нафиг луноход? Я помню когда они еще в Магадане ходили, их только сараями и называли.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.