Приоритет для авиаотрасли: как в России создаются самолёты для региональных перевозок

Объединённая двигателестроительная корпорация в 2023 году изготовит четыре опытных двигателя для турбовинтового регионального лайнера «Ладога», сообщили в «Ростехе». Этот самолёт должен будет заменить советские Ан-24, Ан-26Б-100 и Як-40. Он рассчитан на 44 места и сможет совершать перелёты на расстояние более 1 тыс. км. Одновременно в РФ реализуются проекты ЛМС-901 «Байкал» и Ил-114-300, которые также предназначены для региональных перевозок.
 
Аналитики напоминают, что после развала СССР количество таких маршрутов существенно сократилось, хотя Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток заинтересованы в них. В связи с этим, как говорят эксперты, новые самолёты будут востребованы среди отечественных авиакомпаний. А первый замглавы «Ростеха» Владимир Артяков подчеркнул, что создание новых машин для региональной авиации сегодня имеет приоритетное значение для отечественной авиационной отрасли.
 

Приоритет для авиаотрасли: как в России создаются самолёты для региональных перевозок

  • Многоцелевой турбовинтовой самолёт ЛМС-901 «Байкал» на выставке гражданской авиации NAIS-2022 в Москве

Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) намерена в 2023 году изготовить четыре опытных мотора для турбовинтового регионального самолёта ТВРС-44 «Ладога», сообщили в «Ростехе». Работы над силовыми установками идут на базе предприятия «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург), где уже выполнена технологическая подготовка производства.

«Объединённая двигателестроительная корпорация уже приступила к сборке двух первых опытных образцов ТВ7-117СТ-02, они будут изготовлены этим летом. К концу года будут готовы ещё два двигателя, предназначенные для проведения предварительных испытаний в составе самолёта», — сказал первый заместитель гендиректора «Ростеха» Владимир Артяков.

Как отмечается на сайте госкорпорации, новый агрегат создаётся на основе двигателя ТВ7-117СТ-01, предназначенного для пассажирского самолёта Ил-114-300. Двигатель будет иметь мощность на взлётном режиме 2400 л. с., а также лучшую в своём классе топливную эффективность.

«Работа ведётся интенсивно. Все понимают, что региональный самолёт, который может эксплуатироваться на Дальнем Востоке, Крайнем Севере и в других регионах, обеспечивая транспортную доступность внутри нашей большой страны, крайне востребован. Задача очень амбициозная. Выход на серийное производство двигателя для самолёта запланирован на 2025 год», — цитирует пресс-служба «Ростеха» генерального конструктора АО «ОДК-Климов» Всеволода Елисеева.

В свою очередь, Владимир Артяков подчеркнул, что создание новых пассажирских самолётов для региональной авиации имеет приоритетное значение для авиаотрасли.

«Одно из направлений этой работы — создание соответствующих силовых установок, в том числе турбовинтовых», — констатировал он.

На замену советским образцам

Проект регионального пассажирского самолёта в классе 40—50 мест реализуется специалистами Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) по заказу Минпромторга России. Фюзеляжи для «Ладоги» будет поставлять самарский завод «Авиакор».

Предполагается, что при максимальной нагрузке «Ладога» сможет совершать перелёты на расстояние более 1 тыс. км. Проект должен заменить устаревшие лайнеры как советского производства (Ан-24, Ан-26Б-100, Як-40), так и западной разработки (Dash 8-200, Dash 8Q-300, ATR-42).

  • Ан-24В

Напомним, базовые версии советских самолётов Ан-24, Ан-26 и Як-40 были разработаны в 1950—1960-х годах, и, по мнению экспертов, на сегодняшний день эти машины уже не отвечают необходимым требованиям.

«Это самолёты времён СССР. В частности, Ан-24 — это массовый и востребованный долгожитель, но в силу своей моральной и физической изношенности он уже уходит из российской авиации. Из-за этого возникают большие проблемы. Эту нишу «Ладога» и должна будет занять», — сказал генеральный директор АО «Аэрокон», эксперт рабочей группы «Аэронет» Эдуард Багдасарян.

По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, ТВРС-44 «Ладога» будет весьма востребован в России.

«Ладога» находится в очень массовом и востребованном сегменте региональных самолётов, которые не создавались уже несколько десятилетий. На сегодняшний день авиапарк советских лайнеров полностью выработал свой ресурс. Оставшиеся несколько десятков самолётов не могут обеспечить достаточное количество перевозок, поэтому нужно, чтобы как можно быстрее этот самолёт пошёл в серию. Западных аналогов, которые бы подходили для российских условий, также нет», — отметил собеседник.

«Современная и ремонтопригодная машина»

Уральский завод гражданской авиации в настоящее время занимается ещё одним воздушным судном, предназначенным в том числе для региональных перевозок. Речь идёт о лёгком многоцелевом самолёте ЛМС-901 «Байкал».

По данным из открытых источников, «Байкал» рассчитан на девять пассажиров. Его крейсерская скорость составит до 300 км/ч, а максимальная дальность полёта — 3 тыс. км (при полезной нагрузке в 2 т — до 1,5 тыс. км).

Как заявил в октябре 2022 года замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, «Байкал» будет создан полностью из российских комплектующих. В частности, на самолёте будут использоваться отечественные турбовальные двигатели ВК-800, сертификация которых намечена на конец 2024 года.

  • Ан-2

11 января 2023 года стало известно, что УЗГА и авиационный альянс «Аэрохимфлот» заключили договор о намерениях на поставку 120 самолётов ЛМС-901 «Байкал» в 2026—2030 годах. Соглашение также предусматривает совместное формирование облика лайнера и его ТТХ.

«Нас вполне устраивает диапазон скоростей, которых достигает машина, а также прогнозируемые экономические показатели», — приводит пресс-служба УЗГА слова главы «Аэрохимфлота» Клима Галиуллина.

Как отметил Роман Гусаров, «Байкал» придёт на смену легендарному кукурузнику.

«Байкал» заменит самый массовый в мире самолёт — Ан-2. Он выпускался с конца 1940-х годов и был крайне востребован в том числе в авиаклубах и сельхозавиации. Ан-2 — незаменимый и до сих пор лучший в своём классе, но он был создан очень давно. Теперь же необходим новый самолёт с современными двигателями, материалами и авионикой, но при этом такой же неприхотливый и недорогой. Этим самолётом и должен стать «Байкал» — доступная, надёжная, современная и ремонтопригодная машина», — сказал аналитик.

Ещё один важный проект для насыщения парка региональной авиации — пассажирский лайнер Ил-114-300. Это модернизированная версия регионального турбовинтового самолёта Ил-114, который разрабатывался в конце 1980-х годов и должен был заменить самолёты Ан-24. Однако из-за развала СССР и связанных с этим экономических и организационных трудностей проект так и не был до конца реализован.

В 2016 году программа по созданию Ил-114 была перезапущена. Обновлённый лайнер может брать на борт до 68 пассажиров. Особенности конструкции позволяют использовать его на малооборудованных аэродромах местных авиалиний. Крейсерская скорость Ил-114-300 составляет 500 км/ч, а дальность полёта с максимальным количеством пассажиров — 1,4 тыс. км.

В августе 2022 года стало известно, что Ил-114-300 вошёл в программу поставок самолётов, которую согласовали Объединённая авиастроительная корпорация и «Аэрофлот».

«Ил-114-300 будет старшим в этом семействе. Это большой турбовинтовой лайнер. Он будет на вершине региональных перевозок и займёт место турбореактивного Ту-134 и турбовинтового Ан-24», — считает Роман Гусаров.

«Закроем весь спектр региональных перевозок»

Как напоминают аналитики, после развала СССР в России резко сократился объём региональных авиаперевозок.

«В СССР региональные авиалинии были очень развиты, и прилететь на самолёте можно было буквально в каждую деревню. После развала Союза вся наша авиация столкнулась с отсутствием госфинансирования. Многие перелёты в экономическом плане были убыточными, поэтому без господдержки такие перевозки просто не выживали», — рассказал Гусаров.

  • Пассажирский самолет Ил-114-300 участвует в летной программе Международного авиационно-космического салона МАКС-2021

По данным «Ростеха», количество работающих аэропортов в стране с 1991 по 2000 год снизилось почти в три раза: с 1450 до 533.

«Особенно остро расставание с региональной авиацией ощутили на себе жители Дальнего Востока и Сибири, где дорожная инфраструктура развита сравнительно слабо», — констатировали в пресс-службе госкорпорации.

На этом фоне было почти полностью прекращено производство новых самолётов. По состоянию на 2011 год более 70% регионального авиапарка составляли машины иностранного производства.

Однако в последние годы ситуация в этой области стала меняться. Так, в рамках нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» планируется модернизировать 57 аэропортов, а также построить и реконструировать 41 взлётно-посадочную полосу вместе с 19 вспомогательными объектами.

В свою очередь, создание самолётов «Ладога», «Байкал» и Ил-114-300 позволит обновить авиапарк региональных авиакомпаний, считают аналитики.

«Эти аппараты смогут покрыть все потребности. После начала эксплуатации они будут модернизироваться, линейка моделей будет развиваться. «Ладога», «Байкал» и новый Ил-114 должны будут решить основные проблемы региональной авиации», — считает Эдуард Багдасарян.

Аналогичного мнения придерживается Роман Гусаров.

«Тройкой этих самолётов мы закроем весь спектр региональных перевозок. Разве что сегмент самолётов на 20 посадочных мест останется под вопросом. Его сейчас занимает чешский L-410, который производится у нас по лицензии. Если удастся локализовать его производство, то на все 100% региональный сегмент будет обеспечен самолётами», — заключил он.

 

источник

  • avatar
  • .
  • +15

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.