Изыскания для строительства узкоколейной железной дороги Магадан – Палатка завершились 83 года назад

День в истории – 1 июня

К 1 июня 1940 года были окончены изыскания под строительство узкоколейной железной дороги Магадан – Палатка.

Приказ о ее создании был подписан руководством Дальстроя еще 1 января того года, хотя фактическое строительство началось только к ноябрю. Первый участок железной дороги был сдан в эксплуатацию в 1941 году, а к 1950 году строительство было полностью закончено.

Общая протяженность дороги составляла чуть больше 90 километров, ширина колеи — 750 миллиметров. Подвижный состав железной дороги Магадан — Палатка состоял из 21 паровоза и 320 вагонов. Вдоль дороги располагались 7 железнодорожных станций: Магадан, Уптар, Мыс Пограничный (Сплавная), Лесная, Красавица, Хасын, Палатка и 4 разъезда: 12 км, Дукча, Водяной, Хабля. Управление дороги к 1950 году разместилось в Уптаре.

К сожалению уже в 1956 году узкоколейка была признана нерентабельной, и движение поездов по ней прекратилось. Что примечательно, по одной из версий, узкоколейная железная дорога Магадан – Палатка была законсервирована «как нерентабельная и дающая сверхплановые убытки» именно 1 июня, то есть спустя ровно 16 лет после завершения изысканий. В декабре 1957 года распоряжением председателя Магаданского совнархоза Юрия Чугуева полотно железной дороги и подвижный состав были переданы Сахалинскому совнархозу.

Отметим, что существует и альтернативное мнение, согласно которому дорога была законсервирована 1 июля, а все полномочия по ее дальнейшему использованию были переданы автобазе №4, имевшей свое отделение в поселке 47 километра (Уптар), где проживало около 500 человек и располагалось Управление дороги.

Так или иначе, к концу 1950-х узкоколейку окончательно разобрали.

Также в этот день

  • 1 июня 1943 года, согласно Распоряжению по Колымснабу №69 от 8 мая того же года, в нормы снабжения детей ввели натуральное молоко в количестве 5 литров в месяц на ребенка и одновременно прекратили выдачу детям сгущенного молока.
  • 1 июня 1944 года все магаданские электростанции организованы в ОМЭС — Объединенные Магаданские электростанции, после ряда переименований это предприятие стало известно как Магаданская теплоэлектроцентраль, с 22 мая 1968 года.

Изначально базовыми для ОМЭС явились дизельная и паротурбинная станции. Два блока паротурбинной станции общей мощностью 2083 КВт, построенные на берегу бухты Нагаева и сданные в эксплуатацию в течение 1944 года, работали на местном мелководненском угле до 1953 года.

  • 1 июня 1949 года Приказом начальника санитарного управления Дальстроя МВД СССР №53 организован вендиспансер, в задачу которого входило: обеспечение организации полноценного лечения, профилактики и учета венбольных, а также оперативная помощь и инструктаж медицинских работников трассы и всего Дальстроя. Заведующим диспансером назначен врач С.М. Тройнин.
  • 1 июня 1955 года Решением Магаданского облисполкома №185, в целях улучшения бытового обслуживания населения города Магадана, в составе Магаданского промкомбината организован самостоятельный хозрасчетный городской комбинат бытового обслуживания, в который были включены мастерские индивидуального пошива, ремонта обуви и одежды, металлбытремонта, часовые, фотографии.
  • 1 июня 1955 года в помещении кинотеатра «Моряк» открылась городская библиотека №1. Первой заведующей библиотекой назначена Г.Н. Родина.
  • 1 июня 1957 года Постановлением Совета Министров РСФСР №429 образован Совет народного хозяйства (совнархоз) Магаданского экономического административного района.

Председателем совнархоза был назначен Юрий Вениаминович Чугуев, прежде работавший в должности начальника Дальстроя.

Бывший в то время начальником прииска имени Фрунзе товарищ Стародубцев пишет:

— … разразилась хрущевская инициатива по реорганизации управления всем, что, кажется, существует. В частности, было ликвидировано и Министерство цветной металлургии, а на Колыме был создан Магаданский совнархоз… Теперь все отделы Главного управления Дальстроя преобразованы в управления, производственный отдел — в отраслевое горное управление… И пошло, и поехало!...

Как следствие, самые элементарные вопросы и согласования по поставкам (согласно утвержденным фондам), пополнения рабочими кадрами и многое другое приходилось теперь решать не в Сусумане — по телефону в течение 10 минут, а в Магадане, командируя туда начальников отделов и служб приисков, а часто и самому отправляться в этот вояж.

  • 1 июня 1974 года организовано Магаданское областное производственное объединение химчистки и крашения одежды.
  • 1 июня 1977 года Приказом отдела народного образования Магаданского облисполкома от 6 июня №170 в Магадане открыта детско-юношеская спортивная школа.
  • 1 июня 1979 года газета «Магаданская правда» сообщила, что состоялся первый беспосадочный рейс Магадан – Иркутск на Ил-18. Командиром выступил Анатолий Лотоцкий, а вторым пилотом Геннадий Бобров.
  • 1 июня 1990 года Президент СССР Михаил Горбачев и президент США Джордж Буш-старший подписали совместное заявление об организации международного парка «Берингия» по обе стороны Берингова пролива.
  • 1 июня 1993 года в Магадан с визитом прибыл министр безопасности России генерал армии Баранников. Основными вопросами двухдневной поездки стали: охрана государственной границы, сохранность золота, пресечение контрабандного вывоза цветных металлов и биологических ресурсов Охотского моря.
  • 1 июня 1998 года образовано автопредприятие или центр такси «Талисман». 1 июля 2000 года предприятие получило лицензию на пассажирские перевозки.
  • 1 июня 2011 года в управлении юстиции по Магаданской области зарегистрирована областная общественная организация «Авиационно-технический центр «Дельта-Авиа».

Ее основные цели — пропаганда и содействие развитию сверхлегкой авиации и авиации общего назначения, новых видов спорта и соревнований с использованием легких и сверхлегких воздушных судов.

 

Фото: kolymastory.ru

источник

  • avatar
  • .
  • +8

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.